«Портеровская» модель отрасли исходит из ее относительной стабильности. В действительности технологические инновации и предпринимательский поиск возможностей все время «взрывают» отрасли. Растет количество отраслей, где для устойчивого процветания надо непрерывно изменяться.
Гиперконкуренция – динамика конкуренции в отраслях с непрерывно меняющимися условиями работы. Главная идея гиперконкуренции состоит в том, что конкурентное преимущество преходяще. Единственный способ поддержания конкурентоспособности в таких отраслях – постоянное воссоздание конкурентных преимуществ.
Схема прогнозирования поведения конкурентов:
1. Нынешняя стратегия конкурента (чтобы предсказать, как конкурент поведет себя в будущем, надо знать как он конкурирует сегодня)
2. Цели конкурентов (чтобы прогнозировать, как конкурент может изменить свою стратегию, надо понимать его цели)
3. Система убеждений конкурентов (как они воспринимают отраслевую «норму»)
4. Ресурсы и способности конкурентов (сила бренда, производственные мощности, финансовые ресурсы, навыки управления)
Анализ целей и стратегий конкурентов:
1. Масштаб конкуренции:
- местный
- региональный
- национальный
- мультинациональный
- глобальный
2. Стратегическое намерение конкурентов:
- лидировать на рынке
- опередить сегодняшнего лидера
- войти в пятерку лидеров отрасли
- войти в десятку лидеров отрасли
- сохранить существующее положение
- выжить
3. Цели конкурента в борьбе за рынки:
- расширяться за счет внутреннего роста
- расширяться за счет приобретений
- сохранить существующую долю рынка
- уступить часть доли рынка при сохранении текущей прибыльности
4. Цели в борьбе за конкурентную позицию:
- расширять существующую позицию
- укреплять существующую позицию
- сохранять позицию в средних рядах
- отступить на позицию, которую можно удержать
5. Характер действий конкурентов:
- преимущественно наступательный
- преимущественно оборонительный
- активный, рискованный
- осторожное следование за лидером
6. Определение конкурентной стратегии:
- борьба за лидерство по издержкам
- ориентация на нишу рынка (технологическая, географическая, специфических покупателей, другая)
- дифференциация товара за счет (качества, обслуживания, технологического превосходства, ассортимента, имиджа и репутации)
Анализ стратегических групп
Анализ стратегических групп – подраздел отраслевого анализа, который изучает различные группы конкурирующих фирм, объединенные на основании аналогичных конкурентных подходов (Майкл Хант, 1972).
В СГ входят конкурирующие компании с примерно одинаковыми конкурентными стратегиями и положением на рынке
Параметры объединения в СГ:
- доля рынка
- ассортимент продукции
- соотношение цена/качество
- каналы распространения и обслуживания
- технологии и т.д.
Алгоритм составления карт СГ:
l Параметры дифференциации компаний в отрасли
l Серия графиков по двум избранным параметрам
l Объединение компаний с близкими параметрами в одну СГ
l Обозначение каждой СГ кружком, диаметр которого примерно соответствует доле этой группы в объеме продаж отрасли
l Интегрированная карта на основе нескольких карт
Правила составления карт СГ:
l переменные не должны быть сильно коррелированы
l переменные должны показывать большие различия в позициях фирм
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.