l Дифференциация товара – фирмы старожилы обладают такими преимуществами, как лояльность потребителей и узнаваемость бренда (сигареты, зубная паста, батарейки).
l Доступ к каналам сбыта – розничные торговцы неохотно приобретают продукты новых фирм-изготовителей.
l Правительственные и законодательные барьеры: лицензии (такси, банковские услуги, телерадиовещание); защита интеллектуальной собственности (патенты, авторские права).
Факторы внутриотраслевой конкуренции:
· концентрация,
· разнообразие конкурентов,
· специализация товаров,
· избыточные мощности,
· барьеры на выход
· издержки
Факторы, определяющие рыночную власть покупателя:
· концентрация покупателей по отношению к компаниям-продавцам(чем меньше число покупателей и больше объем их закупок, тем выше «перелив» прибыли в их сторону
· количество покупателей
· издержки переключения покупателей по сравнению с такими издержками продавца
· информированность покупателей (чем лучше информированы покупатели о ценах и затратах своих поставщиков, тем выше их склонность торговаться)
· способность к вертикальной интеграции (существует ли у покупателя альтернатива – найти другого продавца или сделать все самому)
Чувствительность покупателя к цене:
· Отношение цены к общему количеству закупок
· Различия в товарах конкурентов
· Узнаваемость бренда
· Воздействие на качество и технические характеристики продукта
· Доходы покупателей
· Мотивы принятия решения
Рыночная власть поставщиков:
l Дифференциация вводимых факторов производства
l Издержки переключения поставщиков и компаний отрасли
l Наличие продуктов заменителей
l Концентрация поставщиков на рынке
l Объем поставок, необходимый поставщику
l Затраты на поставки по отношению к общему объему закупок в отрасли
l Воздействие вводимых факторов производства на общую сумму затрат и дифференциацию продукта
l Угроза интеграции последующих и предыдущих стадий производства компаний отрасли
Сотрудничество
Истоки – японские «кейретсу» («группы-семьи») – холдинговые компании без юридического оформления прав собственности (американский термин – «альянсинг»).
Базовые модели сотрудничества:
l По цепи поставок (отказ от неэффективных видов деятельности)
l На основе способностей (повышение эффективности существующих видов деятельности)
l На основе предложения (новый товар/услуга)
l Конкурентное («Emirates»/«Budget»)
Отношения сотрудничества:
l Правильный выбор партнера
l Формирование общих целей и ценностей (цели должны быть более значимыми, чем конфликт интересов)
l Общее планирование
l Общая оценка результатов
Управление в сетевой экономике:
l Сохранение контроля над стратегией и управлением партнерами
l Эффективная эволюция партнерских отношений (вплоть до слияния при успехе или «развода» при неудаче)
l Умение поставить на «правильную» лошадь (например, авиаальянсы – «OneWorld», «Star Allianz» или «Sky Team»)
Сложности определения границ отрасли:
l «мини-отраслей» (конкретные товарные рынки)
l товары-заменители (размытие границ отраслей)
l заменимость со стороны спроса (рекреационные услуги: туризм, отдых на курортах, развлечения в общественных местах, отдых дома-книги, фильмы, видеоигры, музыка и т.д.)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.