2.2. Факторный анализ товарооборота
На объем розничного товарооборота, его структуру и равномерность выполнения плана влияют многие факторы. При анализе товарооборота необходимо не только знать, но и оценивать их влияние, что позволяет выявить резервы дальнейшего увеличения товарооборота и улучшения качества обслуживания населения, более эффективного ведения хозяйствования.
Для удобства расчетов все факторы объединены в три группы:
Ø факторы, связанные с обеспечением товарными ресурсами и их использованием;
Ø факторы, связанные с использованием основных средств;
Ø факторы, связанные с численностью работников, организацией и производительностью труда.
Кроме того, на объем розничного товарооборота значительное влияние оказывает изменение цен. Для того чтобы определить это влияние найдем сначала товарооборот 2004 года в сопоставимых ценах (индекс цен равен 1,144):
РТО = 12959,6/1,144 = 11328,3 млн.р.;
∆РТО (цены) = РТО – РТО = 12959,6-11328,3 = +1631,3 млн.р.;
∆РТО (других факторов) = РТО – РТО = 11328,3-9417,9=+1910,4 млн.р.
Как видим, за счет ценового фактора товарооборот увеличился на 1631,3 млн.р., и примерном на столько же товарооборот возрос за счет влияния прочих факторов (трудовых, товарных и др.)
К факторам, связанным с обеспечением товарными ресурсами и их использованием, относятся: поступление товаров (П), запасы товаров на начало и конец отчетного периода (Зн и Зк) и прочее выбытие товаров (В). Изменение каждого из них отражается на сумме реализации (Р). Эту зависимость можно выразить формулой (4):
Р = Зн + П – В – Зк. (4)
Определяя влияние этих показателей, исходят из предположения, что в торговую сеть поступают товары доброкачественные, нужного ассортимента и в нужных количествах. [6, с. 41]
Определим, каким образом повлияли на товарооборот Оршанского райпо факторы, связанные с товарным обеспечением (табл.5).
Как видно из таблицы 5, знаки по третьему и пятому расчетам не совпадают со знаками отклонений показателей-факторов, т.к. уменьшение прочего выбытия товаров сказывается на товарообороте положительно, а увеличение запасов на конец года – отрицательно. Рост остальных показателей (запасов на начало года, поступления товаров) способствовал увеличению товарооборота на 3771,3 млн.р.
Таблица 5 Расчет влияния на товарооборот Оршанского райпо факторов, связанных с товарным обеспечением за 2004 год.*
Показатели |
2003 год |
2004 год |
Изменение (+,-) |
Влияние на товарооборот |
Запасы на начало года |
754,3 |
962,8 |
+208,5 |
+208,5 |
Розничный товарооборот |
9417,9 |
12959,6 |
+3541,7 |
+3541,7 |
Прочий расход |
38,5 |
23,9 |
-14,6 |
+14,6 |
Поступление |
9664,9 |
13227,7 |
+3562,8 |
+3562,8 |
Запасы на конец года |
962,8 |
1207,0 |
+244,2 |
-244,2 |
*- данные для расчета взяты из приложения ?
Для большей наглядности представим данные таблицы 5 в графическом виде (рис.2).
Рис. 2. Влияние алгебраических слагаемых товарного баланса на объем розничного товарооборота Оршанского райпо в 2004 году.
Как видно из рис 5, наибольшее влияние на объем розничного товарооборота оказало поступление товаров в розничную сеть, следовательно, в этом направлении и следует искать резервы роста товарооборота.
Ко второй группе факторов, влияющих на объем розничного товарооборота, относят факторы, связанные с использованием основных фондов: торговая площадь и товарооборот на 1 м.кв., т.е. эффективность использования торговой площади. В таблице 6 рассмотрено влияние этих факторов на изменение розничного товарооборота Оршанского райпо. Данные для расчета взяты из раздела 4 статистического отчета №3-торг «Отчет по розничной торговле» (Приложение В).
Таблица 6
Расчет влияния на товарооборот Оршанского райпо факторов, связанных с использованием основных фондов в 2004 году.
Показатели |
2003 год |
2004 год |
Изменение (+,-) |
Расчет влияния факторов |
Влияние на товарооборот |
Розничный товарооборот, млн.р |
9417,9 |
12959,6 |
+3541,7 |
- |
+3541,7 |
Торговая площадь, м.кв. |
9276 |
9256 |
-20 |
-20*1,015298 |
-20,3 |
Товарооборот на 1 м.кв., млн.р. |
1,015298 |
1,400129 |
+0,3848 |
+0,3848*9256 |
+3562 |
Исходя из расчетов, произведенных в таблице 6 видно, что за счет уменьшения торговой площади магазинов на 20 м.кв. потери товарооборота составили 20,3 млн.р., однако же наибольшее влияние на товарооборот оказало изменение эффективности использования торговых площадей на 0,3848 млн.р., что способствовало увеличению товарооборота на 3562 млн.р. Следовательно, в целях дальнейшего увеличения товарооборота необходимо больше внимания уделять не расширению торговых площадей, а именно повышению эффективности их использования, что может быть достигнуто правильной выкладкой товаров, внедрением самообслуживания в магазинах и т.п.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.