Факторный анализ товарооборота Оршанского райпо, страница 2

К третьей группе факторов, оказывающих влияние на розничный товарооборот, относятся трудовые факторы: среднесписочная численность работников, производительность труда (или средний товарооборот на одного работника). Необходимая для расчетов информация берется из статистической отчетности №1-труд (торг) «Отчет по труду»(Приложение Г). Исчислить влияние данных факторов на товарооборот можно как способом цепных подстановок, так и способом абсолютных разниц, однако наиболее точную (а главное однозначную) оценку позволяет получить интегральный метод.(табл. 7) Причем что баланс отклонений, естественно, во всех случаях будет одинаков.[ 8, с. 55] Но перед тем, как перейти к расчету влияния этих факторов необходимо абстрагироваться от влияния ценового фактора, т.е. использовать розничный товарооборот в сопоставимых ценах.

                                                                                                                 Таблица 7

Расчет влияния трудовых факторов на товарооборот Оршанского райпо в 2004 году

Показатели

2003 год

2004 год

Отклонение

(+, -)

Влияние на товарооборот

Розничный товарооборот, млн.р.

9417,9

12959,6

+3541,7

-

Розничный товарооборот в сопоставимых ценах (РТО), млн.р.

9417,9

11328,3

+1910,4

+1910,4

Среднесписочная численность торговых работников (Ч), чел

383

401

+18

+475,5594773

Производительность труда (ПТ), млн.р.

24,58981723

28,25012469

3,660307456

+1434,840523

Влияние факторов на товарооборот было рассчитано по следующим формулам:

∆РТО (∆ Ч) = 1/2  ∆ Ч * (ПТ1  + ПТ0) =

                     =1/2*18*(24,58981723+28,25012469)= +475,5594773;

∆РТО (∆ ПТ) = 1/2  ∆ ПТ * (Ч1  + Ч0) =

                        =1/2*3,660307456*(383+401)= +3029,527805.

Как видно из таблицы 7, товарооборот в 2004 году увеличился за счет увеличения среднесписочной численности торговых работников только на 476 млн.р, но вот за счет увеличения производительности труда на 3,7 млн.р. товарооборот вырос на 1435 млн.р., что  составляет 75 % от общего изменения товарооборота. Следовательно, рост производительности труда можно рассматривать как один из возможных путей увеличения розничного товарооборота.

Обобщим результаты проведенного факторного анализа на розничный товарооборот Оршанского райпо  в виде следующей таблицы:

                                                                                                               Таблица 8

Оценка влияния факторов на розничный товарооборот Оршанского райпо в 2004 году.

Факторы, оказавшие на изменение товарооборота влияние:

(+)  положительное

(-)  отрицательное

Рост цен

Увеличение запасов товаров на начало отчетного периода и поступления товаров, уменьшение прочего расхода товаров

Увеличение товарных запасов на конец отчетного периода

Повышение эффективности использования торговых площадей

Уменьшение торговой площади

Увеличение среднесписочной численности торговых работников, повышение производительности труда торговых работников

Следует отметить, что проведенный выше анализ зависимости товарооборота розничной торговой сети от каждого фактора (показателя) в отдельности  не всегда корректен. Поэтому очень важно исследовать влияние на товарооборот всех рассмотренных ранее показателей в совокупности, во взаимосвязи, взаимообусловленности, т.е. решить многофакторную модель зависимости товарооборота от этих показателей. Это можно осуществить лишь с помощью математических методов анализа (группировок, корреляционного и регрессионного). [ 15, с. 75] В результате будет получено уравнение (5), с помощью которого можно будет не только проводить анализ влияния факторов, но и прогнозировать развитие товарооборота, определять резервы его увеличения за счет различных факторов.

Ух = a + b*х1+c*x2+d*x3+e*x4+f*x5  ,                                                        (5)

где  Ух- товарооборот; х1- x5 – влияющие на товарооборот факторы (товарные ресурсы, численность работников, торговые площади и др. ); a,b,c,d,e,f- постоянные. 

Для того, чтобы составить данное уравнение, т.е. установить взаимосвязь между перечисленными показателями, необходимо провести группировку магазинов райпо по различным признакам (по объему товарных запасов, по товарным ресурсам и т.д.). Выявленная при анализе взаимосвязь между объемом товарооборота и каждым из показателей дает возможность установить, какие конкретно материальные, трудовые и финансовые ресурсы необходимы райпо для выполнения запланированного объема товарооборота, а также выявить излишние и недостающие резервы и принять необходимые меры для их уменьшения или увеличения, что будет способствовать росту товарооборота и повышению эффективности деятельности райпо. И, кроме того, это окажет существенную помощь при планировании и экономическом обосновании основного объемного показателя деятельности – товарооборота, чему не всегда отвечает применяемая в настоящем времени в райпо методика планирования товарооборота исходя из точки безубыточности (т.к. она не учитывает реальных имеющихся ресурсов).