1. Основные цели и виды торговой политики.
Торговая политика - важнейшая составная часть деятельности правительства любой страны в области международных экономических отношений. В некоторых случаях торговая политика отождествляется с государственным регулированием экспорта и импорта, иногда подчеркивается фактор взаимоотношений с иностранными государствами и международными организациями в области международной торговли.
Торговая политика - это политика государств и межгосударственных объединений, которая определяет, прямо пли косвенно, условия доступа обращающихся в международной торговле товаров и услуг на внутренние рынки этих государств и межгосударственных объединений, а также обеспечивает доступ производимых ими товаров и услуг на внешние рынки [7, с.47].
С точки зрения общей структуры международных экономических отношений торговая политика определяет условия участия страны в международном разделении труда, то есть международном обмене продуктами производства (условия доступа продуктов и их поставщиков на национальные рынки). Данные условия формируются, прежде всего под воздействием экономических факторов - обеспеченности страны ресурсами, наличия инфраструктуры для осуществления торговых операций и т.п. В то же время практически все страны пытаются принимать те пли иные меры, которые направлены на обеспечение наиболее удобных для себя условий участия в международном разделении труда, поскольку это позволяет решать ряд важных проблем:
· условия доступа товаров и услуг на внутренний и внешний рынки существенным образом влияют на уровень конкурентоспособности национальных предприятий по отношению к иностранным предприятиям, и таким образом становятся важнейшим инструментом в конкурентной борьбе на мировом рынке.
· осуществление международного экономического обмена всегда тесно связано с политическими проблемами, что выражается, например, в применении санкции и ограничении или наоборот, стимулировании отношений с теми пли иными странами, предотвращении распространения запрещенных видов оружия, выполнении различных международных обязательств.
· использование преимуществ международного разделения труда возможно только при условии обеспечения целостности внутреннего рынка, сохранения окружающей среды, гарантии безопасности потребителей и зашиты их прав - предотвращения проникновения па рынок товаров, которые не соответствуют требованиям безопасности, нарушения чьих-либо прав (например, в случае незаконного использования товарных знаков), обманной практики на рынке и введения потребителей в заблуждение.
· правительствам, как правило, приходится принимать во внимание и то что развитие внешнеторгового обмена может затрагивать проблемы национальной безопасности, безопасности граждан и поддержания правопорядка - например, сохранения производства в стратегически важных отраслях, предотвращения незаконных финансовых операции, незаконной торговли оружием, наркотиками культурными и природными ценностями, и т.п.
По мере развития новых форм международных экономических отношений - торговли услугами, объектами интеллектуальной собственности, роста значения международного движения капиталов модифицируются и усложняются и торгово-политические проблемы. В этом проявляется исторический характер торговой политики, а именно:
· тесная взаимосвязь изменений в торгово-политической области с процессами трансформации международных экономических отношений. При этом меняется сфера применения торговой политики, как правило, за счет включения в нее новых областей международных экономических отношений (например, торговля услугами, объектами интеллектуальной собственности, инвестиции). Параллельно изменяются и инструменты торговой политики: расширяется их число и они становятся более разнообразными, хотя одновременно часть из популярных ранее инструментов утрачивает свое значение и вытесняется новыми средствами воздействия на торговлю. Сильное воздействие на этот процесс оказывают усиление интернационализации процессов производства и обращения и сближение экономик отдельных стран:
· привязка практической торговой политики к определенной системе международно-правовых актов и международных институтов. Изменения в области инструментария и сферы применения торговой политики находят отражение в ее правовой базе и наоборот, изменения в системе международных соглашений оказывают существенное влияние на практическую торговую политику;
· реализация торговой политики происходит в противоречивых условиях, возникают торговые конфликты и многочисленные отступления;
· от общих принципов и теоретических представлений. Таким образом, торгово-политические решения и проблемы всегда отражают экономические и иные интересы отдельных стран и их объединений, которые являются участниками международных экономических отношений.
На практике бывает довольно трудно четко определить и разграничить отдельные области применения и реализации торговой политики.
Например, с обменом продуктами очень часто связан и обмен факторами производства. Международное движение факторов производства может, во-первых, сопровождать торговлю товарами и услугами. Например, экспорт марочной продукции связан с правом на использование торговых марок и соответственно продажей прав интеллектуальной собственности. Предоставление некоторых услуг реализуется в основном в форме коммерческого присутствия, то есть создания коммерческих предприятий за рубежом, которое требует иностранных инвестиций. То же самое относится и к международной миграции рабочей силы, например возможностям деятельности иностранных физических лиц - поставщиков услуг. Во-вторых, обмен факторами производства может создавать предпосылки для обмена собственно товарами и услугами, например торговля деталями и компонентами обычно развивается благодаря тому, что ТНК создают зарубежные производственные филиалы, осуществляя прямые инвестиции за рубежом.
Международные валютно-кредитные отношения опосредуют международные экономические отношения, как в области производства, так и в сфере обмена товарами и услугами. Поэтому торгово-политические проблемы могут затрагивать и данную область. Например, валютные ограничения могут выступать как средство ограничения торговли товарами и услугами, в частности, когда они ограничивают возможности приобретения потенциальными импортерами иностранной валюты [7, с.49].
На практике сформировалась определенная система и классификация направлений политики государства в области регулирования и развития взаимоотношений в рамках международной экономики. Наибольшее значение в данном случае имеет Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации. В рамках этого Соглашения получил международно-правовое признание подход к выделению основных областей и направлении развития и применения торговой политики: торговля товарами, торговля услугами, иностранные инвестиции, связанные с торговлей товарами и услугами, объекты интеллектуальной собственности и охрана прав их владельцев.
Важнейшей тенденцией современной торговой политики является повышение роли решений, законодательства и мер регулирования, которые связаны преимущественно с внутриэкономическими проблемами, или иными словами, слияние внутриэкономической и торговой политики. Особенно явно это сказывается в таких областях, как торговля услугами, права интеллектуальной собственности, в которых эта взаимосвязь уже получила юридическое закрепление в рамках международных многосторонних соглашений.
В последнее время все больше внимания уделяется торгово-политическим аспектам явлений, которые непосредственно не связаны с мерами государственного регулирования доступа на рынок, однако косвенно могут повлиять на условия такого доступа. К числу данных проблем, которые еще не закреплены юридически в многосторонних торгово-политических соглашениях, относится, например, проблема применения приемов недобросовестной конкуренции частными фирмами той или иной страны.
Таким образом, в сферу торговой политики попадают не только экономические отношения, возникающие в процессе международного обмена товарами и услугами, но и отношения, возникающие в процессе общественного воспроизводства, так или иначе связанные с этим обменом. Это обусловлено формированием глобального мирового рынка и повышением степени интегрированности всех его элементов, интернационализации хозяйственных связей на основе углубления международного разделения труда в рамках развития единого процесса воспроизводства в мировой экономике.
Регулирование доступа на внутренний рынок и обеспечение доступа на иностранные рынки осуществляются при помощи инструментов торговой политики.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.