Товарная структура |
Год |
Отклонение по удельному весу (+;-) |
||||||
2003 |
2004 |
2005 |
2005г. к 2003г. |
2005г. к 2004г. |
||||
Сумма |
Уд.вес,% |
Сумма |
Уд.вес,% |
Сумма |
Уд.вес,% |
|||
Непродовольственные товары |
35,67 |
57,9 |
54,84 |
64,3 |
105,69 |
84,2 |
26,9 |
19,9 |
Бытовые пылесосы |
25,92 |
42,1 |
30,40 |
35,7 |
19,78 |
15,8 |
-26,3 |
-19,9 |
Розничный товарооборот |
61,59 |
100 |
85,24 |
100 |
125,47 |
100 |
- |
- |
Таблица 3.2 показывает, что в 2005г. удельный вес товарных запасов по бытовым пылесосам сократился на -26,3% и -19,9% к аналогичным периодам 2003г. и 2004г. соответственно, за счет увеличения доли запасов других непродовольственных товаров.
Без развития производства нельзя сформировать и обеспечить устойчивость торгового ассортимента. Изучение источников производства дает реальную основу для включения тех или иных товаров в формируемый ассортимент. Только производство в состоянии обновлять и расширять свой ассортимент, предлагать новые изделия, создать реальную основу для оптимальной широты торгового ассортимента.
Формирование торгового ассортимента определяют социально-экономические факторы. Ассортимент магазина должен быть сформирован так, чтобы обеспечить экономию издержек обращения. Это достигается за счет правильного сочетания и распределения товаров с различной частотой спроса .При формировании торгового ассортимента непродовольственных товаров должно быть учтено, что товары различной частоты спроса следует рассредоточить, максимально приблизить к покупателю.
Также важным факторами являются специализация магазинов, размер торговой площади, район (зона) деятельности магазина.
На основании таблицы 3.3 рассмотрим влияние месторасположения, торговой площади и численности обслуживаемого населения на формирование ассортимента.
Рассмотренные магазины в таблице 3.3 все находятся в Березе но расположены в разных его районах, отдел «Техника» Универмаг находится на площади в центре, магазин со всеми отделами и непосредственно «Техника» обслуживает населения 29900 чел. Магазин «Техника» находится в районе большого рынка, а то ближе к окраинам города. Обслуживает населения такое же количество как и Универмаг 29900чел. «Хозтовары» расположены ближе к центру, но не в центре, а обслуживает населения такое же количество как и другие магазины выше указанные. Несмотря на то, что торговая площадь всех трех магазинов различна и очень сильно отличается друг от друга. Торговый ассортимент в магазинах так же сильно отличается на этот показатель влияет непосредственно торговая площадь и имеющееся торговое оборудование.
Таблица 3.3 Количество разновидностей товаров в ЧУТП «Березапромторг»
Товарные группы |
Количество разновидностей товаров |
||
«Хозтовары» №2,530,4 м.кв., находится в райцентре |
Отдел «Техника» Универмага,43,3 м.кв., находится в райцентре |
«Техника» №4, 183,8 м.кв., находится в райцентре |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1 Телерадиотовары |
- |
10 |
24 |
2 Посуда |
80 |
37 |
- |
2.1 посуда стальная эмалированная |
23 |
- |
- |
2.2 изделия из хрусталя |
21 |
11 |
- |
2.3 изделия из бесцветного стекла |
- |
7 |
- |
2.4 посуда фарфоровая |
18 |
13 |
- |
2.5 керамическая посуда |
18 |
6 |
- |
3 Электротовары |
- |
37 |
86 |
4 Метизно- хозяйственные товары |
99 |
- |
17 |
5 Мотовелотовары |
- |
- |
25 |
6 Фототовары |
- |
- |
2 |
7 Музыкальные товары |
- |
- |
по заявке |
8 Товары из пластмасс |
30 |
15 |
- |
9 Часы |
- |
- |
33 |
10 Товары хозяйственного обихода |
24 |
- |
- |
11 Лакокрасочные изделия |
20 |
- |
- |
12 Химико-москальные товары |
53 |
- |
- |
13 Садово-огородный инвентарь и средства малой механизации |
20 |
- |
- |
14Строительныематериалы, сантехоборудование |
77 |
- |
- |
15 Синтетические моющие средства |
66 |
- |
- |
16 Ковровые изделия |
19-размера, 10-рисунка |
- |
- |
17 Телефонные аппараты |
- |
1 |
2 |
Итого |
569 |
137 |
189 |
Анализируя данную информацию в таблице 3.3 нужно отметить, что ассортимент всех трех достаточно широк. В связи с тем, что магазин «Хозтовары» специализируется на основных хозяйственных товаров, в магазине «Техника» шире ассортимент бытовой техники, электротоваров, телерадиотоваров и т.д. Если сравнить магазин «Техника» и отдел «Техника», то хотелось бы отметить, что они несильно отличаются несмотря на такой показатель как торговая площадь.
В ЧУТП «Березапромторг» при формировании ассортимента магазинов используется метод ассортиментного перечня. Данный метод предполагает наличие в продаже стандарта товарного предложения, заявленного в обязательном ассортиментном перечне. Метод ориентирован на удовлетворение твердосформулированного спроса. В перечень включаются товары, производимые в Республике Беларусь, потребность в которых удовлетворяется не менее чем на 70%.
Ассортиментный перечень является инструментом регулирования товаров в магазине, разрабатывается специалистами торгового отдела ЧУТП «Березапромторг» с учетом научных принципов и вышеизложенных факторов сроком на два года, согласовывается с райпо и доводится до магазинов.
Формирование ассортимента товаров происходит в несколько этапов:
На 1-м этапе устанавливается групповой ассортимент (т.е. определяется ассортиментный профиль магазина на основе маркетинговых исследований).
На 2-м этапе расчет структуры группового ассортимента (т.е. перечень и соотношение групп и подгрупп товаров с учетом плановых показателей торговой площади).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.