Основу оценки эффективности любой деятельности составляет критерий с соответствующей ему системой показателей.
Критерием экономической эффективности торговли является максимальное получение прибыли при оптимальном использовании ресурсов, тогда как для кооперативной торговли таким критерием может стать оптимальное соотношение между полученной прибылью и использованными ресурсами.
Критерием социальной эффективности торговли можносчитать наиболее полное удовлетворения спроса населения в товарах и услугах по объему и структуре с учетом надлежащего качества обслуживания покупателей.
В таблице 1.2 приведена система показателей, характеризующих эффективность коммерческой деятельности ЧУТП «Березапромторг»
Таблица 1.2 Показатели эффективности коммерческой деятельности ЧУТП «Березапромторг» за 2003 – 2005г.г.
(млн.р.)
Показатели |
Год |
Отклонение (+;-) |
Темп роста, % |
||||
2003 |
2004 |
2005 |
2005г. к 2003г. |
2005г. к 2004г. |
2005г. к 2003г. |
2005г. к 2004г. |
|
Розничный товарооборот |
3248 |
4345 |
5800 |
1097 |
2552 |
178,6 |
133,5 |
Прибыль от торговой деятельности |
3063 |
5098 |
6701 |
3638 |
1603 |
- |
- |
Рентабельность продажи, % |
-0,6 |
0,9 |
1,2 |
0,6 |
0,3 |
- |
- |
Расходы на реализацию товаров |
599 |
801 |
1095 |
496 |
294 |
182,8 |
136,7 |
Уровень расх. в на реализ. товаров, % |
18,4 |
18,4 |
18,9 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
Стоимость ресурсов организации, всего, В том числе - среднегодовая стоимость основных фондов, - расходы на оплату труда |
1865 |
2298 |
2886 |
1025 |
588 |
154,7 |
125,6 |
1133 |
1371 |
1438 |
305 |
67 |
126,9 |
104,9 |
|
216 |
273 |
334 |
118 |
61 |
154,6 |
122,3 |
|
Численность работников, чел. |
125 |
133 |
133 |
8 |
0 |
- |
- |
Производительность труда по товарообороту |
26,9 |
32,7 |
43,6 |
16,7 |
10,9 |
162,1 |
133,3 |
Численность обслуж. населения, чел. |
48 |
58 |
58 |
10 |
0 |
- |
- |
Товарооборот на одного жителя |
67,7 |
74,9 |
100 |
32,3 |
25,1 |
147,7 |
133,5 |
Товарооборот зоны деятельности предприятия |
6061 |
8422 |
6372 |
311 |
-2050 |
105,1 |
75,7 |
Доля рынка |
53,6 |
51,6 |
109,9 |
56,3 |
58,3 |
- |
- |
Ресурсоотдача |
1,7 |
1,9 |
2,0 |
0,3 |
0,1 |
- |
- |
Издержкоотдача |
5,4 |
5,4 |
5,3 |
-0,1 |
-0,1 |
- |
- |
На основании данной таблицы в 2005г. в ЧУТП «Березапромторг» розничный товарооборот увеличился на 78,6 и 33,5 % к аналогичным периодам 2003г. и 2004г. соответственно.
Показатель ресурсоотдачи в 2005г.увеличился на 0,3 и 0,1 по отношению к 2003г. и 2004г. соответственно. Это говорит об эффективном использовании ресурсов предприятием.
Показатель издержкоотдачи показывает, сколько товарооборота дает каждый рубль затрат. Так в 2005г. на каждый рубль расходов на реализацию товаров приходится 5,3 рублей товарооборота.
Происходит увеличение производительности труда в2005г. на 62,1 % и 33,3 % к аналогичным периодам 2003г. и 2004г. соответственно.
Товарооборот на одного жителя в 2005г. равен 100 млн.р., что на 74,9 млн.р. (33,5%) и 67,7 млн.р. (47,7%) больше, чем в аналогичных периодах 2004г. и 2003г. соответственно.
Доля потребительского рынка в 2005г. составила 109,9%, что говорит об эффективной работе предприятия на данном сегменте рынка.
Любой субъект рынка, независимо от его мощности, сферы деятельности, доходности – это сложная система, которая взаимодействует с конкурентной средой. Для всесторонней оценки эффективности деятельности ЧУТП «Березапромторг» используется система экономических показателей, которые представлены в таблице 1.3
Таблица 1.3 Динамика экономических показателей торговой деятельности ЧУТП «Березапромторг» за 2003-2005г.г.
Показатели |
Год |
Отклонение (+;-) |
Темп роста % |
||||
2003 |
2004 |
2005 |
2005г. к 2003г. |
2005г. к 2004г. |
2005г. к 2003г. |
2005г. к 2004г. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Розничный товарооборот, в действующих ценах, в сопоставимых, |
|||||||
3248 |
4345 |
5800 |
2552 |
1455 |
178,6 |
133,5 |
|
3248 |
3612,7 |
4969,6 |
1721,6 |
1253,9 |
153,0 |
137,6 |
|
Валовой доход от реализации в сумме, в % к товарообороту |
|||||||
606 |
842 |
1163 |
557 |
321 |
191,9 |
138,1 |
|
18,7 |
19,4 |
20,1 |
1,4 |
0,7 |
- |
- |
|
Внереализационные расходы |
13 |
12 |
15 |
2 |
3 |
115,4 |
125 |
Внереализационные доходы |
27 |
10 |
11 |
-16 |
10 |
40,7 |
110 |
Расходы на реализацию товаров в сумме, в % к товарообороту |
|||||||
599 |
801 |
1095 |
496 |
294 |
182,8 |
136,7 |
|
18,4 |
18,4 |
18,8 |
0,4 |
0,4 |
- |
- |
|
Прибыль от реализации в сумме, в % к товарообороту |
|||||||
-22 |
54 |
100 |
122 |
46 |
- |
185,2 |
|
- |
1,24 |
1,72 |
- |
0,48 |
- |
- |
|
Численность работников, чел. |
125 |
133 |
133 |
8 |
0 |
- |
- |
Производительность труда |
26,9 |
32,7 |
43,6 |
16,7 |
10,9 |
162,1 |
133,3 |
Индекс цен |
1,2027 |
1,1671 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.