Белкоопсоюз
Учреждение образования
«Белорусский торгово-экономический университет
потребительской кооперации»
Реферат
По курсу «Политология»
На тему «ООН в международной жизни»
Выполнила
Студентка четвертого курса
Группы Ф-42
Специальности «финансы и кредит в п.к.»
Косович В. В.
Научный руководитель
доц. Батура П.М.
Гомель 2006
ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ООН И ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ РОЛИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
24 октября 2005 года Организации Объединенных Наций исполнилось 60 лет. Организация стоит на пороге реформирования. Дискуссия о необходимости ее преобразования в настоящее время все больше набирает силу. Споры относительно реформы ООН, начавшиеся практически сразу же после подписания Устава ООН в 1945 году, продолжаются и сегодня. Проблема адаптации Устава ООН к требованиям современности обсуждается политическими и научными деятелями подавляющего большинства стран мира не только в рамках ООН, но и вне ее, на различных международных форумах и конференциях. К 60-летию создания ООН разговоры о необходимости реформирования Организации усилились.
За годы деятельности ООН у нее были как неудачные периоды, так и, несомненно, успешные. Во времена «холодной войны» Организация Объединенных Наций не выполняла роль эффективной системы коллективной безопасности. События последних лет в мире также привели к снижению доверия к ней со стороны общественности. Но мир меняется. На соблюдение международной законности возлагаются большие надежды, а снижение доверия компенсируется растущей убежденностью в важности того, что делает ООН.
В последнее время ООН все больше приходится решать принципиально новые задачи, бороться с иными, чем ранее, но не менее серьезными опасностями, включая международный терроризм. Именно эти задачи требуют по-новому взглянуть на ее место и роль в XXI веке. Иными словами: изменилась ситуация в плане глобальной безопасности и система коллективной безопасности тоже должна претерпеть изменения.
В ноябре 2003 года Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном была сформирована Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, так называемая «Группа мудрецов», в составе 16 авторитетных мировых политиков и дипломатов, представляющих различные регионы планеты и разные сферы деятельности.
Группа должна была оценить угрозы и вызовы международному миру и безопасности, с которыми сегодня сталкивается человечество, проанализировать, как показали себя существующие институты в деле оказания противодействия этим угрозам и рекомендовать практические меры, которые бы гарантировали эффективные коллективные действия в случае новых угроз миру и безопасности на планете.
В представленном в декабре 2004 года Группой докладе «Более безопасный мир: наша общая ответственость» излагается новое видение концепции коллективной безопасности, содержатся многочисленные рекомендации по перестройке и обновлению органов ООН, включая реформу Совета Безопасности, а также практические предложения по повышению эффективности усилий Организации, в частности, в области предотвращения угроз и миростроительства.
Оценивая заслуги ООН в деле укрепления мира. в докладе отмечалось, что «без Организации Объединенных Наций мир после 1945 года, скорее всего, был бы гораздо более кровавым. Во второй половине XX века было меньше межгосударственных войн, чем в первой половине. Учитывая тот факт, что в течение этого периода число государств увеличилось почти в четыре раза, можно было бы ожидать заметного роста числа межгосударственных войн. Однако этого не произошло, и в этом есть определенная заслуга Организации Объединенных Наций».
Группа выделяет шесть блоков угроз, которыми мир должен заниматься в предстоящие десятилетия: экономические и социальные угрозы, включая нищету, инфекционные болезни и экологическую деградацию; межгосударственные конфликты; внутренние конфликты, включая гражданские войны, массовые нарушения прав человека и геноцид; ядерное, радиологическое, химическое и биологическое оружие; терроризм; транснациональная организованная преступность.
ПРИМЕНЕНИЕ ВООРУЖЕННОЙ СИЛЫ
Наиболее остро для всех государств сегодня стоит вопрос: при каких обстоятельствах можно и оправданно прибегать к использованию силы? Группа пришла к выводу, что в ст. 51 Устава ООН четко подтверждается право государств на самооборону от вооруженного нападения, а гл. VII предоставляет Совету Безопасности все полномочия для того, чтобы предпринимать действия в отношении всего спектра угроз безопасности. В этом плане ни ст. 51,ни Устав ООН не требуют изменений. Кроме того, предусматривается возможность нанесения государством упреждающих ударов в случае, если «угроза нападения является непосредственной, никакие другие средства не позволяют устранить ее, а действия соразмерны угрозе», то есть когда нападение является неминуемым. Проблема, как считает Группа, возникает в ситуации, когда угроза не носит непосредственного характера, но все же является реальной. И дает краткий ответ: «Если есть веские аргументы в пользу превентивных военных действий и веские доказательства в их подтверждение, они должны быть доведены до сведения Совета Безопасности, который может санкционировать такие действия, если сочтет это необходимым». Это подтверждает ключевую роль Совета Безопасности в принятии принципиальных решений о войне и мире. А вот риск односторонних превентивных действий, отличных от коллективно одобренных, «слишком велик», чтобы признать их законность, считает Группа. «Позволить кому-либо одному предпринять такие действия, значит, позволить это делать всем».
В случае «кошмарных сценариев», в которых одновременно присутствуют террористы, оружие массового уничтожения, безответственные государства и многое другое, действия могут быть предприняты Советом Безопасности «в любой момент, когда Совет сочтет, что существует угроза международному миру и безопасности», в том числе он может «действовать на опережение» и должен быть готов к этому.
Группа определила также свод согласованных руководящих принципов - пять базовых критериев легитимности, которыми Совет Безопасности должен руководствоваться при рассмотрении вопроса о разрешении применения вооруженной силы или о ее применении. Прежде всего необходимо убедиться в серьезности угрозы, то есть является ли угроза в достаточной мере ясной, правильно ли сформулирована главная цель предполагаемых военных действий, были ли изучены все невоенные варианты отражения данной угрозы, являются ли предполагаемые военные действия соразмерными угрозе, можно ли рассчитывать на то, что указанные военные действия не вызовут худших последствий, нежели бездействие? По мнению Группы, принятие этих принципов должно максимально повысить шансы на достижение в Совете Безопасности международного консенсуса в вопросах законного применения вооруженной силы и свести к минимуму возможность осуществления отдельными государствами-членами действий в обход Совета Безопасности. По ее мнению, Совет Безопасности должен стать арбитром в отношении применения силы.
В последнее время международным сообществом все больше внимания уделяется проблеме нарушений прав человека и геноцида в ходе вооруженных конфликтов и гражданских войн. Вопрос о правомерности вмешательства во внутренние дела государств всегда вызывал острые дебаты, поскольку многие из них расценивают это как попытку посягательства на их суверенные права. В этой связи Группа поддержала формирующуюся норму о коллективной международной ответственности за защиту мирных жителей от геноцида, этнических чисток и других нарушений прав человека. В тех случаях, когда государства не могут или не желают защищать своих граждан, ответственность за это переходит к международному сообществу, которое должно содействовать прекращению насилия и защите людей, включая принудительные меры, если это потребуется. Однако и в этом случае такие принудительные действия в отношении суверенных государств должны применяться только с санкции Совета Безопасности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.