ООН СЕГОДНЯ
В настоящее время ООН осуществляет свою деятельность в ином, изменившемся мире. За прошедшие после реформы годы число государств - членов ООН со 113 увеличилось до 191. Двух третей ее нынешних членов не было и в помине, когда зарождалась ООН. Появились десятки новых государств в Азии, Африке и Латинской Америке. Поэтому основными «толкачами» реформы сегодня пыступают прежде всего государства, которые не были допущены в свое время к выработке Устава ООН, а также страны, сделавшие в последние десятилетия серьезный рывок в развитии и желающие закрепить свой новый международный статус. Вместе с тем, развивающиеся страны, а также группа государств, входящих в так называемый исламский мир, в ареопаге ООН представлены недостаточно, несмотря на то, что разрешением конфликтов именно в этих странах и регионах Совету Безопасности в последние годы больше всего приходится заниматься.
ООН значительно отличается от той Организации, которой она была 60 лет назад. Тем не менее неизменными остаются ее Устав, одобренный в Сан-Франциско в 1945 году и закрепивший ситуацию, сложившуюся в мире сразу после окончания Второй мировой войны, а также состав постоянных членов. Пять государств - Китай, Франция, Российская Федерация (правопреемница СССР), Великобритания и США являются постоянными членами Совета Безопасности и обладают правом вето. Именно эти пять государств стали первыми законными обладателями ядерного оружия. Два фактора - постоянное членство в Совете Безопасности ООН и ядерное оружие сегодня являются признаком «великих держав».
В настоящее время 8 государств имеют ядерные арсеналы, около 60 - строят атомные реакторы и не менее 40 - обладают возможностью произвести ядерное оружие в самый кратчайший срок.
В действительности нынешний состав постоянных членов не отражает новой расстановки политических сил на мировой арене. Кануло в Лету деление мира на победителей во Второй мировой войне и побежденных. Целый ряд государств претендует на «постоянную прописку» в Совете Безопасности и по своему политическому весу и по вкладу в деятельность Организации имеют на это право.
Наиболее часто кандидатами в число постоянных членов Совета Безопасности называются Германия и Япония, обладающие соответственно второй и третьей по величине экономиками мира. Они находят поддержку большинства государств-членов и практически всех развитых государств. Отмечается растущее вовлечение обоих государств в деятельность по поддержанию международного мира и безопасности. Германия предоставила второй по численности воинский контингент после США для миссий с мандатом ООН, а Япония впервые после Второй мировой войны направила свой воинский контингент за пределы страны в Ирак. Кроме того, эти государства вместе вносят чуть ли не треть взносов в ООН. На долю Германии, которая является третьим по величине донором ООН, приходится около 9 процентов взносов (на долю США -22 процента, Японии - 19,5, Великобритании - 6,1, Франции -6,0, России - 1, Китая - около О,1 процента). При этом годовой бюджет ООН составляет сегодня примерно 1,5 млрд долларов США.
Однако не все государства активно поддерживают идею увеличения числа постоянных членов ООН. Италия, занимая шестое место среди государств-членов ООН по величине своего финансового взноса в размере 4,9 процента, активнее всех европейских соседей выступает против какого бы то ни было расширения, так как в случае предоставления Германии места постоянного члена в Совете Безопасности она может остаться единственным экономически высокоразвитым европейским государством «Большой семерки» (С-7), не имеющим такого места.
Некоторые развивающиеся страны, как, например, Северная и Южная Корея, категорически против предоставления Японии места постоянного члена в Совете Безопасности, заявляя, что эти места не покупаются. Китай также вряд ли захочет терять статус единственной азиатской страны, имеющей статус постоянного члена Совета Безопасности.
Что же касается Германии, то ее включению в число постоянных членов Совета Безопасности могут помешать обвинения в том, что Европа и без того непропорционально широко представлена в Совете Безопасности.
За комплексное решение вопроса увеличения категории постоянных членов, то есть за одновременное включение двух развитых и определенного количества развивающихся стран выступают развивающиеся государства, однако острое региональное соперничество не позволяет согласовать кандидатуры от отдельных регионов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.