Организация Объединенных Наций в международной жизни, страница 3

ООН  СЕГОДНЯ

В настоящее время ООН осуществляет свою дея­тельность в ином, изменившемся мире. За прошед­шие после реформы годы число государств - членов ООН со 113 увеличилось до 191. Двух третей ее ны­нешних членов не было и в помине, когда зарожда­лась ООН. Появились десятки новых государств в Азии, Африке и Латинской Америке. Поэтому основными «толкачами» реформы сегодня пыступают прежде всего государства, которые не были допуще­ны в свое время к выработке Устава ООН, а также страны, сделавшие в последние десятилетия серьез­ный рывок в развитии и желающие закрепить свой новый международный статус. Вместе с тем, разви­вающиеся страны, а также группа государств, вхо­дящих в так называемый исламский мир, в ареопа­ге ООН представлены недостаточно, несмотря на то,  что разрешением конфликтов именно в этих странах и регионах Совету Безопасности в последние годы больше всего приходится заниматься.

ООН значительно отличается от той Организа­ции, которой она была 60 лет назад. Тем не менее не­изменными остаются ее Устав, одобренный в Сан-Франциско в 1945 году и закрепивший ситуацию, сложившуюся в мире сразу после окончания Второй мировой войны, а также состав постоянных членов. Пять государств - Китай, Франция, Российская Фе­дерация (правопреемница СССР), Великобритания и США являются постоянными членами Совета Безо­пасности и обладают правом вето. Именно эти пять государств стали первыми законными обладателями ядерного оружия. Два фактора - постоянное член­ство в Совете Безопасности ООН и ядерное оружие сегодня являются признаком «великих держав».

В настоящее время 8 государств имеют ядерные арсеналы, около 60 - строят атомные реакторы и не менее 40 - обладают возможностью произвести ядер­ное оружие в самый кратчайший срок.

В действительности нынешний состав постоян­ных членов не отражает новой расстановки полити­ческих сил на мировой арене. Кануло в Лету деле­ние мира на победителей во Второй мировой войне и побежденных. Целый ряд государств претендует на «постоянную прописку» в Совете Безопасности и по своему политическому весу и по вкладу в дея­тельность Организации имеют на это право.

Наиболее часто кандидатами в число постоянных членов Совета Безопасности называются Германия и Япония, обладающие соответственно второй и тре­тьей по величине экономиками мира. Они находят поддержку большинства государств-членов и практи­чески всех развитых государств. Отмечается растущее вовлечение обоих государств в деятельность по под­держанию международного мира и безопасности. Гер­мания предоставила второй по численности воинский контингент после США для миссий с мандатом ООН, а Япония впервые после Второй мировой войны на­правила свой воинский контингент за пределы стра­ны в Ирак. Кроме того, эти государства вместе вно­сят чуть ли не треть взносов в ООН. На долю Герма­нии, которая является третьим по величине донором ООН, приходится около 9 процентов взносов (на долю США -22 процента, Японии - 19,5, Великобрита­нии - 6,1, Франции -6,0, России - 1, Китая - около О,1 процента). При этом годовой бюджет ООН состав­ляет сегодня примерно 1,5 млрд долларов США.

Однако не все государства активно поддержива­ют идею увеличения числа постоянных членов ООН. Италия, занимая шестое место среди государств-членов ООН по величине своего финансового взноса в размере 4,9 процента, активнее всех европейских соседей выступает против какого бы то ни было рас­ширения, так как в случае предоставления Германии места постоянного члена в Совете Безопасности она может остаться единственным экономически высокоразвитым европейским государством «Боль­шой семерки» (С-7), не имеющим такого места.

Некоторые развивающиеся страны, как, напри­мер, Северная и Южная Корея, категорически про­тив предоставления Японии места постоянного члена в Совете Безопасности, заявляя, что эти места не покупаются. Китай также вряд ли захочет терять статус единственной азиатской страны, имеющей статус постоянного члена Совета Безопасности.

Что же касается Германии, то ее включению в число постоянных членов Совета Безопасности могут помешать обвинения в том, что Европа и без того не­пропорционально широко представлена в Совете Бе­зопасности.

За комплексное решение вопроса увеличения категории постоянных членов, то есть за одновре­менное включение двух развитых и определенного количества развивающихся стран выступают разви­вающиеся государства, однако острое региональное соперничество не позволяет согласовать кандидату­ры от отдельных регионов.