Группта предлагает учредить новый орган ООН - Комиссию по мирстроительству, которая определяла бы страны, требующие специальной опеки со стороны ООН, а также создать вторую должность первого заместителя Генерального секретаря, ответственного за вопросы мира и безопасности.
Группа рекомендует Совету Безопасности усилить деятельность, связанную с использованием гл. VIII Устава ООН, чтобы шире вовлекать региональные организации в операции по поддержанию мира и применению принудительных мер.
Заслуживают внимания предложения по реформе Комиссии по правам человека, а также предложения по укреплению Генеральной Ассамблеи, ЭКОСОС и Секретариата, активизации антитеррористической деятельности в рамках ООН, наращиванию взаимодействия ООН с частным сектором и гражданским обществом
ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ
Сегодняшняя ООН существенно отличается от той организации, которой она была более полувека назад. Совет Безопасности начинался с 5 постоянных и 6 непостоянных членов, избираемых на двухгодичный срок. За почти 60 лет своего существования Совет Безопасности реформировался лишь один раз. Поправка к ст. 23 Устава, принятая в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 1991(ХУШ)А от 17 декабря 1963 г. и вступившая в силу 31 августа 1965 года, изменила число членов Совета Безопасности с 11 до 15, увеличив тем самым число непостоянных членов до 10. Это решение было вызвано резким увеличением числа стран-членов ООН за счет постколониальных государств с 51 в 1945 году до 113 в 1963 году, а также необходимостью обеспечить развивающимся странам возможность участия в работе Совета Безопасности. Дело в том, что до этого времени непостоянные члены Совета Безопасности выдвигались не от региональных групп Азии, Африки, Латинской Америки, Восточной и Западной Европы и других стран, как сейчас (и как, в частности, предлагалось некоторыми участниками конференции в Сан-Франциско), а согласно «джентльменскому соглашению» пяти постоянных членов Совета Безопасности 1946 года от Западной и Восточной Европы, Латинской Америки, арабских стран и Британского содружества наций, где государства при необходимости могли переходить из одной группы в другую. Эта система к 1963 году стала несовершенной и была заменена выборами по региональным группам с определенными в резолюции пропорциями: три места для Африки, два - для Азии, два - для государств Латинской Америки и Карибского региона, два - для государств Западной Европы и других государств и одно место для государств Восточной Европы. В соответствии с данным механизмом три развивающихся региона, включающие абсолютное большинство государств-членов ООН, получили семь из пятнадцати мест в Совете Безопасности. Следует отметить, что компетенция Совета Безопасности и права его членов в результате поправки остались незатронутыми, что послужило основанием для некоторых государств считать реформу недостаточной.
Результатом реформы 1963 года в политическом смысле стало увеличение влияния в ООН неприсоединившихся стран, которые, составляя большинство и в Генеральной Ассамблее, и в Совете Безопасности, все чаще оставляли западный блок в меньшинстве. Статистика применения права вето за 1965-1990 годы показывает, что США и их союзники были вынуждены им пользоваться чаще, чем Советский Союз.
Необходимо отметить, что длительное время на работу Совета Безопасности налагала свой отпечаток неоднократным применением вето или угрозой его применения «холодная война» между США и СССР. Только в период 1946-1950 годов вето в Совете Безопасности применялось 49 раз, в том числе в 47 случаях Советским Союзом.
Биполярная политическая система, которая существовала после Второй мировой войны и до конца 80-х годов прошлого столетия, была хорошим механизмом по урегулированию всевозможных конфликтов в различных регионах мира путем создания с помощью СССР и США баланса сил противоборствующих сторон, а возможность пяти постоянных членов налагать вето на решения Совета Безопасности по учреждению новых миротворческих операций предохраняла ООН от вмешательства в большинство войн и конфликтов того времени. С 1945 по 1990 годы право вето было использовано 279 раз, а в последующие три года - ни одного раза. СССР и США предпочитали решать свои международные проблемы без ООН самостоятельно. Деятельность ООН в сфере сохранения мира и безопасности упала до самой низкой отметки в результате охватившего Совет Безопасности ООН «паралича». Система коллективной безопасности в таких условиях функционировать не могла. Дело, конечно, не дошло до ядерной войны, однако это является в первую очередь заслугой самих сверхдержав, а не ООН, поскольку они понимали, что победителя в такой войне быть не может. Вместе с тем происходило бесчисленное количество так называемых локальных конфликтов в странах «третьего мира», которые Организации не удалось предотвратить.
С окончанием «холодной войны» и соперничеством между сверхдержавами идеологические разногласия между Западом и Востоком перестали препятствовать деятельности ООН. Активно и полноценно заработал Совет Безопасности ООН. Совпадение мнений постоянных членов Совета Безопасности по проблеме урегулирования региональных конфликтов снизило возможность наложения вето, что позволило резко увеличить масштабы миротворческих операций ООН.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.