Организация Объединенных Наций в международной жизни, страница 4

Индия с миллиардным населением, которая бур­но развивается и одновременно является вторым по численности населения государством в мире и чет­вертым по производству валового внутреннего про­дукта, считает, что необходимо «действовать по справедливости» и рассмотреть «во имя интересов всего человечества» вопрос о предоставлении ей по­стоянного представительства в Совете Безопасности ООН. Однако, против этого выступает Пакистан. Индия и Пакистан, являясь фактически ядерными державами, будут требовать для себя равного стату­са в рамках ООН. Вообще, мусульмански мир ка­тегорически против постоянного членства в Совете Безопасности Индии, где преобладает индуистское население. На звание постоянного члена Совета Бе­зопасности в Азии претендует также и Индонезия. В Латинской Америке на место постоянного чле­на Совета Безопасности претендует Бразилия, кото­рая является самым большим по территории и населению государством на этом континенте, стреми­тельно наращивающим свой экономический и поли­тический вес в мире.  Претензии Бразлии на право представ­лять в основсном ареопаге Латинскую Америку, ви­димо, будут оспорены и другим континентальным тяжеловесом - Мексикой. Аргентина, уступая эко­номически и геополитически и Мексике, и Брази­лии, наверняка, будет также против кандидатуры Бразилии как единственной представительницы Ла­тинской Америки в Совете Безопасности.

На Африканском континенте, население которо­го приближается к миллиарду, кандидатами в посто­янные члены являются Египет, стомиллионная Нигерия, как самая населенная страна Африки, и ЮАР. Лидеры африканских государств постоянно обращают внимание членов ООН на отсутствие «по­стоянного представительства развивающихся стран в Совете Безопасности, настаивая на том, что рефор­ма Совета является одним из наиболее важных ком­понентов усилий по укреплению, обновлению и де­мократизации ООН».

Реформированию Совета Безопасности ООН про­тивятся и некоторые его постоянные члены. Им не хочется делиться даже толикой своей власти с дру­гими государствами, и они крайне подозрительно относятся к любым попыткам вторгнуться в их ус­тоявшийся клуб. В то же время государства, актив­но вовлеченные в мировое урегулирование, волнуют­ся больше не о составе Совета Безопасности, а о ме­ханизме, позволяющем или не позволяющем им применять силу еще до того, как какой-то регио­нальный конфликт перерастет в глобальный.

Как видно, весомые аргументы приотив вхождения в Совет Безопасности имеются в отношении каждого из государств. Однако для того, чтобы решить вопрос о том, кто конкретно мог бы войти в состав обновлен­ного Совета Безопасности ООН, требуется максималь­но широкая поддержка со стороны членов Организации. Но на сегодняшний день этого пока нет.

МОДЕЛИ   РЕФОРМИРОВАНИЯ

 «Группа мудрецов» также не пришла к однознач­ному решению данного вопроса и предложила две модели реформирования Совета Безопасности. Мне­ния членов Группы разошлись по вопросу о расши­рении членского состава Совета Безопасности и ме­тоде определения критериев членства в Совете Безо­пасности. В обоих вариантах предлагается увеличе­ние численного состава Совета Безопасности на 9 новых членов - с 15 до 24, при этом каждая регио­нальная группа будет иметь шесть мест (постоянных и непостоянных).

В соответствии с моделью А предусматривается расширение географического представительства Со­вета Безопасности ООН путем включения в него ве­дущих государств Европы, Африки, Азиатско-Тихо­океанского бассейна и Американского континента и увеличение числа постоянных членов Совета с ны­нешних 5 до 11, а непостоянных - с 10 до 13, при этом непостоянные члены будут избираться сроком на два года так же, как и сейчас.

Согласно модели В расширение состава Совета Безопасности предусматривается путем создания новой категории в виде 8 мест - по два от каждого региона на четырехлетний возобновляемый срок и одного непостоянного места на двухлетний и нево­зобновляемый срок.

Обе модели не предполагают наделения кого-либо из новых членов Совета Безопасности правом вето, а предлагают сохранить такое право только для нынеш­них пяти постоянных членов Совета Безопасности, что поможет государствам быстрее дос­тичь консенсуса. В докладе «Группы мудрецов» отмечается, что Генеральная Ассамблея, избирая членов Совета Бе­зопасности, будет отдавать предпочтение тем госу­дарствам, которые принимают активное участие в деятельности ООН и вносят существенный вклад в ее финансирование, а также в проведение ею мирот­ворческих операций, оказывают необходимую по­мощь развивающимся странам.

Можно предположить, что консенсус по вопросам о реформе Совета Безопасности и особенно о его численном составе вряд ли будет достигнуто в скором времени, и, следовательно, радикальных перемен в ближайшие годы в структуре в органах ООН, несмотря на усилия, предпринимаемые Генеральным секретарем ООН, все же не произойдет. Ведь сделать это можно лишь путем пересмотра Устава, что сопряжено с целым рядом политических и юридических трудностей, задействованием сложной и затяжной  процедуры  внесения поправок, из-за глубоких разногласий между государствавми по этому вопросу может растянуться на несколько лет, а то и  вообще не привести ни к каким результатам. Слишком различные представления  и желания тех, кто  уже представлен в Совете Безопасности на постоянной основе. Для сохранения авторитета ООН и ее способности к действиям требуется  новый конценсунс внутри самой Организации. Неспособность ООН  приспосабливаться к изменениям  в мире может привести к потере влияния.  Вместе с тем, рано или поздно само развитие мира заставит разработать новые механизмы воздействия на него. Окончательные решения будут принимать сами члены Организации. Если лидеры государств ответят на эти предложения практическими мерами, то это может стать началом новой Организации Объединенных Наций.