б) в соответствии с действующим законодательством она наделена нравом на вступление в потребительское общество в качестве коллективного члена.
в) признание целей деятельности потребительского общества, закрепленных его уставом;
г) место нахождения организации расположено в зоне деятельности потребительского общества;
д) уплата вступительного и паевого взносов.
Для вступления в потребительское общество организация — кандидат в коллективные члены представляет письменное заявление, решение своего высшего органа управления о вступлении в потребобщество, свой устав (положение), проект договора (соглашения), определяющего условия членства, обязательства и ответственность сторон. Членство организации в потребительском обществе возникает после принятия общим собранием пайщиков (собранием уполномоченных) решения о приеме ее в коллективные члены, подписания договора о коллективном членстве, уплаты вступительного и обязательного паевого взносов, размер которых обусловливается в договоре исходя из состава и объема предоставляемых коллективному члену услуг. Попутно следует подчеркнуть, что максимальная сумма паевого взноса и отчислений на него от прибыли потребительского общества предельными размерами не ограничивается.
Понятие коллективного членства в потребительском обществе можно определять как принадлежность организации к потребительскому обществу и связанное с этим обладание рядом имущественных и неимущественных благ (прав), как состояние, по поводу которого между кооперативом и коллективным членом возникают общественные отношения, урегулированные как нормами права, так и двухсторонним соглашением. В связи с этим определенный интерес вызывает вопрос о правах коллективного члена, поскольку только они могут рассматриваться в качестве первопричины вступления его в потребительское общество. Примерный устав закрепляет два принципа, определяющих круг и характер прав коллективного члена:
а) их объем вытекает из соглашения о приеме организации в потребобщество, а также заключенных сторонами хозяйственных договоров;
б) оказываемые коллективному члену услуги носят возмездный характер, поскольку иное не вытекает из соглашения сторон.
Из этого можно определить круг прав коллективного члена кооператива, который, в частности, вправе пользоваться различными услугами потребительского общества: арендовать имущество, получать ссуды, транспортные услуги, содействие в приобретении сырья, материалов, реализации товаров (продукции) через розничную торговую сеть и т.п. Не надо быть знатоком хозяйственной жизни кооперативного сектора экономики, чтобы сделать вывод о значимости перечисленных услуг и реальной возможности их получения от потребобщества. Практика свидетельствует, что потенциальным потребителем названных услуг могут быть так называемые "малые" кооперативы в период их становления, иные же организации (колхозы, действующие кооперативы по производству товаров и т.п.) заинтересованы в купле-продаже строительных материалов, тканей, муки и других продовольственных товаров, используемых для изготовления различных изделий на кооперативных предприятиях. Как правило, потребительское общество сегодня не может оказывать услуги подобного рода. Таким образом, следует констатировать отсутствие экономической мотивации у большинства организаций для вступления в потребительское общество на правах коллективного члена при сложившейся ситуации в решении вопроса о приоритетном торговом обслуживании индивидуальных и коллективных членов потребительского общества, безусловно, предполагаемые изменения на рынке товаров должны привести к появлению заинтересованности организаций в членстве в потребобществе.
Каким содержанием надо наполнять обязанность потребобщества по оказанию "правовой защиты" прав коллективного члена? Известно, что подобная функция лежит на суде и других государственных органах, поэтому формулировка Примерного устава ничего не изменяет в правовом статусе коллективного члена потребобщества применительно к защите его прав.
Коллективный член имеет также право на получение доли прибыли, подлежащей распределению по итогам хозяйственной деятельности потребительского общества в соответствии с внесенным паевым взносом. Конкретно же этот вопрос должен определяться условиями договора (соглашения) о членстве в потребительском обществе.
Организация — коллективный член потребительского общества вправе приобретать акции и другие ценные бумаги, выпускаемые потребобществом, и пользоваться преимуществом перед другими организациями и предприятиями, не являющимися членами потребобщества, при заключении хозяйственных договоров с потребобществом и его предприятиями (например, договоров комиссии, имущественного найма, контрактации, поставки и т.д.).
Оставляя без анализа ряд субъективных прав коллективного члена по поводу управления делами потребительского общества, отметим, что по мере продвижения к рыночной экономике следует ожидать рост заинтересованности организаций в членстве в потребительском обществе. Поэтому уже сегодня возникает необходимость обобщения имеющегося опыта этого членства в потребобществе, дальнейшей разработки теоретических проблем, возникающих при этом. Среди практических задач на данном пути прежде всего следует выделить принятие Примерного договора (соглашения) о коллективном членстве в потребительском обществе, который должен содержать ряд обязательных данных. К числу таких данных относятся: наименование сторон и местонахождение их органов управления; условия членства; обязательства и ответственность коллективного члена и потребительского общества.
Членство в потребительском обществе для организации должно включать не только права, но и обязанности:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.