Проблемы кооперативного членства в потребительском обществе Республики Беларусь, страница 5

Рассматривая вопрос о материальном участии пайщиков в формировании средств кооператива с финансовой стороны, следует сказать, что оно должно быть тем большим, чем более необходимо создавая кредитоспособность кооператива. С этих позиций трудно согласиться с легковесными заявлениями отдельных экономистов, что дело потребительского общества не требует серьезных затрат на долгий срок, что его оборотные средства вращаются быстро, поэтому и паевые взносы не должны быть слишком большими.

Если думать серьезно о возрождении потребительской кооперации, в утверждении чувства хозяина пайщика в своем кооперативе, то надо идти по пути определения вступительного и паевого взноса в размерах, способных создать у пайщика стойкую материальную заинтересованность. Тут дело за экономистами и социологами, научный инструментарий которых позволяет достичь поставленную задачу.

Из выше изложенного видно, что пайщик, передав потребительскому обществу сумму паевого взноса, распоряжается субъективным правом собственности на денежные средства. Передав же паевого взноса является одновременно и основанием возникновении права собственности у кооператива. Таким образом, пайщик имеет право собственности на паевой взнос, а право требовать возвращения внесенной в качестве пая денежной суммы (обязательное право).

Какова природа отношений, складывающихся между потребительским обществом и его пайщиками по поводу уплаты паевого взноса?

Полагаем, что это имущественные отношения, но их нельзя относить к гражданско-правовым в силу того, что складываются они между подчиненными субъектами. В этой ситуации действует принцип кооперативной демократии, в силу которого гражданин добровольно обязуется исполнять определенное уставом правило: уплатить конкретную сумму пая. В области внутрикооперативных отношений в принципе не должны существовать противоположные интересы, поэтому договорные начала при уплате паевого взноса не применяются.

Рассмотренные условия вступления в потребительское общество являются исчерпывающими и не должны сужаться или расширяться кооперативом, они относятся к так называемым положительным условиям, с наличием которых возникает возможность реализовать право на объединение (вступление) в кооператив. В то же время анализ нормативных актов позволяет сделать вывод о существовании и отрицательных условий, с отсутствием которых связывается возможность вступления в потребительское общество. Иными словами, в законодательстве могут содержаться указания на обстоятельства, препятствующие реализации права на членство в кооперативе.

К числу отрицательных условий законодатель может относить самые разнообразные жизненные ситуации. Среди средств, способных усиливать притягательность членства в потребительском обществе, на наш взгляд, может быть и официальная символика потребительской кооперации: флаг, гимн, вымпел и др.

Морально-политические идеи, заключенные в символике, составляют тот потенциал, который при активном использовании поможет побуждать у членов-пайщиков чувство гордости за принадлежность к потребительской кооперации. Символика влияет на сознание человека посредством наглядного образа, передающего обобщающее содержание деятельности потребительской кооперации в доступной и яркой, внешне привлекательной для граждан форме.

Казалось бы, речь идет о привычных аксиомах кооперативной жизни. Но беда заключается в том, что ими в силу различных причин длительное время пренебрегали. К решению активного использования символики "подталкивает" реальность негативного отношения части населения к кооперативным организациям безотносительно от их принадлежности к конкретному виду кооперации. Массовому сознанию не всегда хватает знаний о кооперативных принципах организации производства, хотя логика и история экономического развития (как зарубежного, так и отечественного) позволяет надеяться на перспективное будущее кооперативного сектора экономики, учитывая, в частности, что любому кооперативу, в том числе и потребительскому, изначально свойственны такие экономические характеристики, как самофинансирование, безубыточность, самоокупаемость, самоуправление и др.


3. Проблемы коллективного членства в потребительском обществе

К принципиальным нововведениям по вопросам членства в потребительском обществе относится то, что наряду с гражданами в качестве его коллективных членов могут входить кооперативы по производству товаров и оказанию услуг, крестьянские, фермерские хозяйства и иные предприятия и организации. Таким образом, высказываемые ранее в литературе предложения о возможности коллективного членства в первичном звене потребительской кооперации, вызывавшие острые научные дискуссии, получили нормативное закрепление.

Реализация положения о коллективном членстве способна внести много нового в деятельность потребительского общества. С одной стороны, этот вид членства способствует увеличению экономического потенциала потребобщества, с другой, — является формой включения мелкого товарного производства в структуру кооперативного сектора экономики. Сейчас трудно исчерпывающим образом определить, какие предприятия и организации изъявят желание иступить в потребительское общество. Однако первый опыт становления рассматриваемого вида членства в потребительской кооперации позволяет предположить, что среди них будут преимущественно колхозы и кооперативы, действующие в системе потребкооперации, а также фермерские хозяйства.

Касаясь общих условий приема организаций в потребительское общество, отметим, что они сводятся, на наш взгляд, к следующему:

а)       организация, желающая вступить в кооператив, должна обладать правами юридического лица;