Реализуя право на членство в потребительском обществе, гражданин совершает одностороннее действие — подает письменное заявление о приеме в. кооператив. Однако само по себе данное субъективное право, равно как и его осуществление, не порождает членства в потребительском обществе, поскольку оно (членство) есть результат двух действий:
а) подачи письменного заявления гражданином, желающим вступить в кооператив;
б) решения потребительского общества о принятии данного гражданина в свои члены.
Таким образом, факт подачи гражданином заявления (волеизъявление) вызывает у кооператива обязанность рассмотреть его. Однако потребительское общество несет обязанность решить вопрос положительно.
Условия приема в потребительское общество предопределяются его характером и целями и закреплены в Примерном уставе. Они сводятся к следующему:
а) достижение гражданином 16-лстнего возраста;
б) признание вступающим устава кооператива;
в) согласие лица участвовать в деятельности потребобщества и обладание способностью принимать участие в осуществлении его целей и задач;
г) проживание или работа вступившего в населенном пункте, на территории которого действует кооператив;
д) уплата вступительного и обязательного (минимального) паевого взноса.
Изучение практики показало, что прием в члены потребобщества в действительности не соблюдается. Нередко граждане, не подавая заявления о приеме в пайщики кооператива, уплачивают вступительный и паевой взносы при покупке товара и относят себя к числу пайщиков, пользуются наравне с ними льготами и преимуществами. Такое положение противоречит основным положениям теории кооперации. На наш взгляд, названные граждане не должны считаться членами потребительского общества со всеми вытекающими из этого последствиями.
Анализ норм устава свидетельствует, что он не содержит каких-либо условий, которые исключили бы возможность вступления в члены потребительского общества. Наоборот, для граждан, не имеющих самостоятельного заработка, а также получающих пособие или стипендию, предусмотрены льготы по уплате паевого взноса. Важность данной организационной гарантии права на вступление в потребобщество очевидна, так как она создаст равные экономические возможности лицам с различными материальными доходами.
Примерный устав определяет не только условия, но и сам порядок вступления в потребительское общество. Обратившись к его содержанию, устанавливаем, что прием в кооператив производится по письменному заявлению вступающего общим собранием пайщиков (собранием уполномоченных) или по его поручению участковыми кооперативными комитетами. Простота процедуры возникновения членства в кооперативе, когда вопрос решает участковый кооперативный комитет, не может быть отнесена к достоинству анализируемого. документа по ряду обстоятельств.
Во-первых, прием граждан в потребительское общество — это компетенция высшего органа управления: общего собрания (собрания уполномоченных). Следовательно, возложение функций по приему кооператив на иные органы противоречит основам кооперативного строительства.
Во-вторых, членство в потребительском обществе гарантирует гражданину определенную степень удовлетворения его потребности в товарах народного потребления, ряде других услуг. Поэтому решение вопроса о приеме в кооператив не следует поручать органам управления на кооперативных участках, так как оно может приниматься под воздействием субъективных факторов в большей мере чем решение общего собрания.
В-третьих, упрощение порядка приема в потребительское общество невольно нарушает принцип внутрикооперативной демократии: и важнейшей сферы деятельности кооператива исключаются широки массы пайщиков.
Действующие нормативные акты устанавливают, что в потребительское общество принимаются лица, достигшие 16-летнего возраста, т.е. нормативно зафиксирован только начальный возраст, как условие для вступления в потребобщество, предельный возраст для вступающего не устанавливается. Поэтому, исходя из содержания правовой нормы, следует считать, что в потребительское общество могут вступать лица всех возрастов, начиная с 16 лет.
Было бы неверно представлять дело таким образом, будто из приведенного правила не должны быть исключения в отношении начальной возраста граждан, изъявивших желание вступить в потребобщество.
Применительно к потребительской кооперации, имеющей техникумы, профессионально-технические училища, предприятия-школы, из этого общего правила следовало бы допустить некоторые исключения, поскольку оно не согласуется с нормами трудового и гражданского законодательства.
В пользу высказанного предложения о приеме в члены-пайщики несовершеннолетних граждан, достигших 15 лет, можно привести и тот аргумент, что историческая практика кооперативного строительства нашей страны этот вопрос решила положительно. Например, если постановление ЦИК и СНК СССР от 13 ноября 1930 г. "О членстве Несовершеннолетних в кооперации" устанавливало 16-летний возраст, дающий право на вступление в потребительский кооператив, то буквально уже через шесть месяцев постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 мая 1931 г. "О допущении в члены потребительских обществ несовершеннолетних от 14 до 16 лет и о размере вступительного взноса в потребительские общества закреплялось новое правило: лица, достигшие 14 лет, наделялись правом на членство в потребительском обществе. Однако они не могли быть учредителями общества, членами выборных его органов и в работе общих собраний кооператива участвовали с совещательным голосом.
Законодательство не оговаривает возможности участия в потребительском обществе иностранцев и лиц без гражданства. Однако, учитывая, что они пользуются в Республике Беларусь правами и свободами, принадлежащими гражданам, за отдельными изъятиями, установленными законами, то поэтому указания на то, что членами могут быть только граждане в принципе вовсе не означает отрицание за иностранцами и лицами без гражданства права на вступление в потребительское общество.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.