Кооперативные идеи А.В.Чаянова, страница 7

вания его услугами.

При создании любого кооператива преследуется одна из следующих це­лей: улучшение позиций при ведении дел с другими фирмами; сокращение из­держек; получение продукции и услуг недоступных другими путями; выход на рынок или расширение сбытовых возможностей; улучшения качества продук­ции или услуг; увеличение доходов.

Главным мотивом, заставляющим фермеров участвовать в кооперативах, является увеличение доходов. Изначальной целью было улучшение конкурент­ных позиций фермеров в их отношениях со значительно более крупными фир­мами, которые поставляли им средства производства или сбывали их продук­цию.

"Назначение кооператива - удовлетворить потребности членов. Это пред­полагает постоянный диалог между управляющими и членами кооператива, а также постоянно меняющийся набор его функций и видов деятельности" (11, с. 10-11).

Не будем цитировать дальше, приведем лишь выписку из оглавления ука­занной брошюры относительно к видам деятельности кооперативов:

Сбытовые .....................................................................................27

Снабженческие ..............................................................................29

Кооперативы по производственному обслуживанию ....................31

Кооперативы по обслуживанию жителей сельской местности ..................32

Электрификация и телефонизации ......................................................32

Служба сельской электрификации .......................................................33

Служба сельской телефонизации .......................................... .........'......34

Страхование ферм ...........................................................................35

Медицинское обслуживание ...............................................................35

КООПЕРАТИВНЫЕ КРЕДИТНЫЕ УСЛУГИ ......................................... 36

Фермерская Кредитная Система ........................................................36

Фермерские кредитные банки ............................................................ 36

Кооперативные банки ......................................................................37

Прочие кредитные учреждения .......................................................... 38

ОРГАНИЗАЦИИ СОДЕЙСТВУЮЩИЕ КООПЕРАЦИИ ............................39

КООПЕРАТИВЫ В ПЕРСПЕКТИВЕ.................................................... 40

(11, с. 3).

Обратимся и еще раз к советам американцев. Посмотрим, как оценивают они перспективы кооперации в своей стране: "Кооперативы уже находятся на переднем плане внедрения технического прогресса в сельскохозяйственное производство. Все говорит о том, что роль кооперации в производстве сель­скохозяйственной продукции и продвижения продовольствия к потребителю будет возрастать.

В будущем необходимость направить поток различных знаний, навыков и научных достижений в сельскохозяйственное производство станет еще более острой. Производитель-одиночка должен быть аналитиком в области финансов и управления, агрохимиком, агрономом и зоотехником, экспертом по воз­делыванию и уборке, а также иметь знания по другим специальностям.

Один человек с трудом способен на все это, учитывая скорость, с какой появляются новые знания. Как и другие бизнесмены, индивидуальный произ­водитель все в большей степени должен привлекать профессионалов в самых различных областях.

Только немногие фермеры могут позволить себе собственный штат специалистов, но они могут это сделать благодаря кооперации. В некоторых коо­перативах существуют службы компьютерной связи со штаб - квартирой, нахо­дящейся зачастую за сотни миль. С помощью такой связи пользователь может получить ответы на интересующие его вопросы, касающегося его собственного производства или деятельности кооператива.

Научные станции, находящиеся в собственности и ведении производите­лей благодаря их кооперации, в будущем приобретут еще большее значение. Эти станции смогут принять на себя базовые исследования, производимые ны­не научными подразделениями штатных и федерального министерства сельско­го хозяйства, а также другими организациями, они смогут производить провер­ку результатов этих исследований в реальных производственных условиях, де­монстрировать производителям и персоналу кооператива практическую пользу нововведений.

Требования к переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции по­стоянно меняются. В этих условиях кооперация становится одним из способов соблюдения этих требований при сохранении контроля над продукцией.

Больше, чем когда-либо фермеры нуждаются в кооперации для финансо­вого выживания. Кооперация дает им важный хозяйственный и интеллектуаль­ный фундамент для такого выживания, а также инструментарий сбыта продук­ции и закупки средств яроизводства.

Голос фермера-одиночки может затеряться на завтрашнем огромном рынке. Но голоса многих, звучащие в унисон, могут иметь влияние. Во всех ас­пектах агробизнеса фермер близкого и далекого будущего столкнется со мно­гими захватывающими задачами и вопросами. "Или фермеры найдут способы выживания, приспосабливая кооперативы к своим потребностям, или отыски­вая с помощью кооперации другие формы деятельности?" (11, с.40-41). Чем не доказательство жизненности и полезности идей кооперации, идей, которые вы­держали испытание временем, идей, которые показали свою работоспособность и полезность на всех континентах и во всех практически странах, идей к разра­ботке которых приложили усилия и  наши соотечественники?

Автор считает, что идеи А.В. Чаянова актуальны и в настоящее время, т.к. Республика Беларусь взяла курс на создание многоукладной экономики, ко­торая преполагает функционирование предприятий, основывающих свою дея­тельность на разных формах собственности, то естественно в Республике Бела­русь б у дет развиваться кооперативная форма собственности.