Кооперативные идеи А.В.Чаянова, страница 2

Но копирование чужой концепции может привести к неправильному по­ниманию характера ситуации в целом. На данном этапе лучше всего искать пу­ти в историческом опыте нашей страны и соседней России, а также выборочно употребляя зарубежные концепции.

Мы можем сделать вывод, что теоретическое наследие ученых Беларуси

«

и России в области аграрной экономики бесценно, т.к. давно стало достоянием мировой науки и успешно развивается в странах запада, но, к сожалению, дол­гое время не было востребовано в нашей стране.

На данный момент ситуация изменилась и данная научная ветвь посте­пенно занимает достойную нишу и в странах Беларуси и России.

ГЛАВА I. Практическая деятельность А.В. Чаянова.

А.В. Чаянов родился в Москве 29 января 1888 года. Отец его, Василий Иванович, выходец из крепостных крестьян деревни Богданиха Шуйского уезда Владимирской губернии, еще мальчиком ушел на фабрику, а затем стал куп­цом, рано умер. Мать - Елена Константинова Клепикова, из культурной семьи мещан города Вятки, была одной из первых женщин России, получивших выс­шее агрономическое образование.

Молодой Чаянов в 1899 году поступает в реальное училище, а в 1906 году

4

в Московский сельскохозяйственный институт (современная Тимирязевка) Здесь его учителями были А.Ф. Фортунатов, Н.Н. Худяков, Д.Н. Прянишников. А из студентов он подружился со своим однокурсником Николаем Вавиловым, будущим гениальным биологом и первым президентом ВАСХНИЛ. В 20-е годы в агрономической науке получила развитие организационно- производственная школа. Она сформировалась еще перед первой мировой войной. В 1911 году на Московском областном агрономическом съезде встретились агрономы, коо­ператоры и статистики, составляющие ядро школы и играющие активную роль в исследовании проблем, связанных с крестьянским хозяйством: А.В. Чаянов, П.Н. Макаров, А.Н. Челинцев, А.А. Рыбников, А.Н. Минин, Г.А. Студенский. Открытым печатным органом этого научного направления стал находившийся в Харькове "Агрономический журнал" -который редактировал К.А. Мацеевич, с ним сотрудничали экономисты Н.Н. Суханов и П.П. Маслов.

Уже тогда выявился интересный феномен: многие формы крестьянской жизни не укладывались в марксистскую схему расслоения деревни и были не­объяснимы законами рыночных отношений. Углубленным исследованием этих явлений и занялась названная группа ученых. Предметом их внимания был широкий круг вопросов сельской экономики: методы районирования, бюджет­ные исследования, организация агрономической помощи населению, моногра­фическое описание различных форм  кооперации, оптимальные размеры

предприятий, экономика мелиорации, сельские промыслы.

Но прежде всего изучалось крестьянское хозяйство, в котором подчас за­траты труда превышали расчетный выход продукции, а арендная плата на зем­лю была выше выручки. Мотивация труда в таком хозяйстве, это не мотивация предпринимателя, получившего "в результате вложения своего капитала разни­цу между валовым доходом и издержками производства, а скорее, как мотива­ция рабочего, работающего на своеобразной сдельщине, позволяющей ему са­мому определять время и напряжение своей работы".

Организационно - производственная школа отвергает концепцию "фик­тивного двоедушия крестьянина", являющегося якобы одновременно и пред­принимателем и рабочим, нанимающим самого себя. Она стоит на позиции се­мейного трудового хозяйства с указанной выше мотивацией труда. Эта органи­зационная форма существует при различных общественных формациях: фео­дальной, капиталистической. В .последнем случае, наряду с семейно-трудовыми, существуют и полукапиталистические и полупролетарские хозяй­ства.

Трудовое семейное хозяйство - одна из форм частнособственного пред­приятия. Оно не капиталистическое, и нельзя его вталкивать в проскрутово ло­же капиталистических категорий. Такие взгляды встречали сопротивление и критику, и Чаянову приходится отстаивать свое мнение.

Отвечая на упрек в идеализации "распыленных, пропитанных мелкобур­жуазным духом крестьянских хозяйств" А.В. Чаянов пишет, что "... изучая со­временное сельское хозяйство, как оно есть, мы изучали, прежде всего, тот ис­ходный материал, из которого, по нашему мнению, исторически должна в бли­жайшее десятилетие вырасти новая деревня, превратившая путем кооперации значительную часть своего хозяйства в формы общественно-организованного производства, деревня, индустриализованная во всех областях технической пе­реработки, механизированная и электрофицированная деревня, использовавшая все завоевания агрономии и техники". (7, с. 18)

В 1911 году он окончил институт и оставлен для подготовки к профессорскому званию. К этому времени он автор 18 печатных работ. Еще в 1908 го­ду, во время каникул, он посетил Италию. Позднее был командирован в Швей­царию, Бельгию, Германию, Францию. С 1911 года начинается его активная на­учная, педагогическая и общественная деятельность. Он участвует в агрономи­ческих съездах, преподает в народном университете А.Л. Шанявского, работает в кооперативных союзах.

После сдачи экзаменов на звание магистра в 1912 году, он получает го­дичную командировку в Европу. Совместно с С.Л. Масловым, А.А. Рыбнико­вым и другими учеными создает льноводческую кооперацию и с 1915 года ста­новится ее руководителем. В условиях войны и блокады проводит успешные операции по продаже на западные рынки (через Финляндию и Швецию) рос­сийского льна, пополняя этим валютные фонды. В университете и кооператив­ных союзах сотрудничает с М.И. Туган-Барановским, С. Н. Прокоповичем, дру­гими видными учеными кооператорами.