Но копирование чужой концепции может привести к неправильному пониманию характера ситуации в целом. На данном этапе лучше всего искать пути в историческом опыте нашей страны и соседней России, а также выборочно употребляя зарубежные концепции.
Мы можем сделать вывод, что теоретическое наследие ученых Беларуси
«
и России в области аграрной экономики бесценно, т.к. давно стало достоянием мировой науки и успешно развивается в странах запада, но, к сожалению, долгое время не было востребовано в нашей стране.
На данный момент ситуация изменилась и данная научная ветвь постепенно занимает достойную нишу и в странах Беларуси и России.
ГЛАВА I. Практическая деятельность А.В. Чаянова.
А.В. Чаянов родился в Москве 29 января 1888 года. Отец его, Василий Иванович, выходец из крепостных крестьян деревни Богданиха Шуйского уезда Владимирской губернии, еще мальчиком ушел на фабрику, а затем стал купцом, рано умер. Мать - Елена Константинова Клепикова, из культурной семьи мещан города Вятки, была одной из первых женщин России, получивших высшее агрономическое образование.
Молодой Чаянов в 1899 году поступает в реальное училище, а в 1906 году
4
в Московский сельскохозяйственный институт (современная Тимирязевка) Здесь его учителями были А.Ф. Фортунатов, Н.Н. Худяков, Д.Н. Прянишников. А из студентов он подружился со своим однокурсником Николаем Вавиловым, будущим гениальным биологом и первым президентом ВАСХНИЛ. В 20-е годы в агрономической науке получила развитие организационно- производственная школа. Она сформировалась еще перед первой мировой войной. В 1911 году на Московском областном агрономическом съезде встретились агрономы, кооператоры и статистики, составляющие ядро школы и играющие активную роль в исследовании проблем, связанных с крестьянским хозяйством: А.В. Чаянов, П.Н. Макаров, А.Н. Челинцев, А.А. Рыбников, А.Н. Минин, Г.А. Студенский. Открытым печатным органом этого научного направления стал находившийся в Харькове "Агрономический журнал" -который редактировал К.А. Мацеевич, с ним сотрудничали экономисты Н.Н. Суханов и П.П. Маслов.
Уже тогда выявился интересный феномен: многие формы крестьянской жизни не укладывались в марксистскую схему расслоения деревни и были необъяснимы законами рыночных отношений. Углубленным исследованием этих явлений и занялась названная группа ученых. Предметом их внимания был широкий круг вопросов сельской экономики: методы районирования, бюджетные исследования, организация агрономической помощи населению, монографическое описание различных форм кооперации, оптимальные размеры
предприятий, экономика мелиорации, сельские промыслы.
Но прежде всего изучалось крестьянское хозяйство, в котором подчас затраты труда превышали расчетный выход продукции, а арендная плата на землю была выше выручки. Мотивация труда в таком хозяйстве, это не мотивация предпринимателя, получившего "в результате вложения своего капитала разницу между валовым доходом и издержками производства, а скорее, как мотивация рабочего, работающего на своеобразной сдельщине, позволяющей ему самому определять время и напряжение своей работы".
Организационно - производственная школа отвергает концепцию "фиктивного двоедушия крестьянина", являющегося якобы одновременно и предпринимателем и рабочим, нанимающим самого себя. Она стоит на позиции семейного трудового хозяйства с указанной выше мотивацией труда. Эта организационная форма существует при различных общественных формациях: феодальной, капиталистической. В .последнем случае, наряду с семейно-трудовыми, существуют и полукапиталистические и полупролетарские хозяйства.
Трудовое семейное хозяйство - одна из форм частнособственного предприятия. Оно не капиталистическое, и нельзя его вталкивать в проскрутово ложе капиталистических категорий. Такие взгляды встречали сопротивление и критику, и Чаянову приходится отстаивать свое мнение.
Отвечая на упрек в идеализации "распыленных, пропитанных мелкобуржуазным духом крестьянских хозяйств" А.В. Чаянов пишет, что "... изучая современное сельское хозяйство, как оно есть, мы изучали, прежде всего, тот исходный материал, из которого, по нашему мнению, исторически должна в ближайшее десятилетие вырасти новая деревня, превратившая путем кооперации значительную часть своего хозяйства в формы общественно-организованного производства, деревня, индустриализованная во всех областях технической переработки, механизированная и электрофицированная деревня, использовавшая все завоевания агрономии и техники". (7, с. 18)
В 1911 году он окончил институт и оставлен для подготовки к профессорскому званию. К этому времени он автор 18 печатных работ. Еще в 1908 году, во время каникул, он посетил Италию. Позднее был командирован в Швейцарию, Бельгию, Германию, Францию. С 1911 года начинается его активная научная, педагогическая и общественная деятельность. Он участвует в агрономических съездах, преподает в народном университете А.Л. Шанявского, работает в кооперативных союзах.
После сдачи экзаменов на звание магистра в 1912 году, он получает годичную командировку в Европу. Совместно с С.Л. Масловым, А.А. Рыбниковым и другими учеными создает льноводческую кооперацию и с 1915 года становится ее руководителем. В условиях войны и блокады проводит успешные операции по продаже на западные рынки (через Финляндию и Швецию) российского льна, пополняя этим валютные фонды. В университете и кооперативных союзах сотрудничает с М.И. Туган-Барановским, С. Н. Прокоповичем, другими видными учеными кооператорами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.