2.понимание К как облагораживания, утончения физич. и духовных сил чел., его поведения, нравов, обычаев (формирование «образа» чел.)
3.акцент на достижениях процесса совершенствования, К=наука, искусство, религия
4.представление о К как «образе жизни», «духе» народа, о множественности культур: «К какая»
5.опр. соц. значения термина К: в широком смысле (разграничение прир. и об-ва, «людей» и «не-людей») и узком (разграничение об-в, общностей, «культурных» и «некультурных» людей).
К=å ценностей. Ценность означ. значимость, важность различных предметов, явлений для чел., об-ва. Ценность социальна по своей прир. и складывается лишь на уровне большой соц.общности.
45.Информационное общество Д.Белла
Для содержательного определения постиндустр-го об-ва было предложено немало терминов. Наиболее точными и емкими явл понятия инф-ое об-во. В нем отражена идея Белла, инф-ое и теоретич знание, суть стратегич ресурсов постинд-го об-ва, градущее постинд-ое об-во. Инф-он об-во соотносится с рядом признаков:
Инф-ый бунт (качественный рост масштабов инф-ии)
Произошла реврлюция СМИ и коммуникаций
Изменяется соц роль инф-ии.
46.Предмет и объект социологии
Объектом социологического познания является общество, но определить только объект науки недостаточно. Так, например, общество является объектом практически всех гуманитарных наук, поэтому обоснование научного статуса социология, как и любой другой науки, лежит в различи и объекта, и предмета познания.
Объект познания все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук ( физики, химии , биологии, социологии и т.д.). Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (город, семья и т. д.) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Все остальные стороны рассматриваются как второстепенные.
Каждая из наук изучает:
1. Свою особую сторону или среду объективной реальности.
2. Специфические только для данной науки законы и закономерности этой реальности.
3. Особые формы проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей.
Предмет любой науки это не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выявить те закономерности функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для данной науки и никакой больше.
47.''Психологическая школа'' в социологии
Лебон, Милль, Тард. В центре их внимания – чел-к, его психологическое взаимодействие с др людьми.
Милль, его выводы: ограничены возможности эксперимента в соц-ии; соц-ия должна изучать не индивидуальные, а массовые поведения;' соц-ые законы по природе явл-ся статическими.
Роль Милля – сформировал антитезы контовскому пониманию предмета и задач соц-ии, осмысление кот-х в значит-ой степени содействовало форм-ию новой научной дисциплины.
Тард – уделял внимание псих мех-ам соц-го взаимодействия, важнейшее из них -–подражание.
Общ-во – подражание
Проблема разграничения психологии от социологии.
Лебон – рассм-л влияние массового сознания на отдел чел-ка(психология «толпы»); идея массы.
Хар-ка общ-ва – замена сознательной деят-ти индивида к бессознательной деят-ти толпы.
Чел-к в толпе – варвар(сила толпы разрушительна).
48.Неформальная организация
Неформальные организации - отличаются общностью интересов и отношениями личной привязанности между членами группы (эмоции). Неформ орг-ии сущ-ют в рамках форм орг-ии. Осн. особ-ть неформ связи – способ взаимодействия. Взаимод-е основано на принципе свободы, общности, интересов, симпатий. Осн чертой явл-ся чувство принадлежности к группе
Признаки неформ орг-ии: Межличностное взаимодействие Общность интересов. Чувство принадлежности. Групповые нормы
Стр-ра и размер зависит от цели внутр распред-я ролей и групповых норм. Число неформ групп – 3-5 чел. Более устойчивыми считаются группы с нечетным кол-вом членов. Роль неформ групп орг-ии неоднозначна. Способствуют снятию психологич напряженности.
50.Человеческие модели огр-ции
1) модель организации общины – отношения чел-к + чел-к. взаимная симпатия и привязанность, возможно противопоставление цели индивида целям орг-ии. 2) Социотехническая – преодолевается противопоставление и ставится задача соединить формальное и неформальное. 3) Интеракционистская (Бернард, Саймен, Дж. Марч) – предлагает для оптимизации деят-ти орг-ии учитывать, что орг-ия – система взаимодействий между работниками. Нужно анализировать последствия форм и неформ внутригрупповых взаимодействий. 4) Модель естественной орг-ии – (Парсонс, Меркон) жизнедеятельность орг-ии – естеств самосовершающийся процесс, в кот-ом личностное, субъективное начало присутствует, но не преобладает.
54.Социальная динамика П. Сорокина
Социодинамика (динамика социальной структуры) в ракурсе меняющихся социальных позиций м.б. описана как социальная мобильность (подвижность). Многие ее аспекты были проанализированы П.Сорокиным. Социальная мобильность (т.е. перемещения индивидов из одних общественных групп в другие) м.б.: 1.вертикальная-связана с продвижение к более высоким иерархическим позициям-социальное восхождение и социальное нисхождение-снижение социального статуса. Связана с карьерой. 2.горизонтальная-перемещения индивида без изменения социального статуса.
Сорокин особое внимание уделял проблеме «сита», т.е. механизмам отбора и распределения индивидов по социальным стратам.
Важнейшими факторами социальной мобильности могут служить изменения, связанные с научно техническим прогрессом. Проявление новых более современных производств, новых профессий, требующих более высокого уровня образования, приводит к смене социальных статусов индивидов и социальных групп (происходит вертикальная восходящая мобильность).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.