Поле действия – эк сфера, права и привилегии, обяз-ти и ответств-ть, богатство и доходы, власть и влияние. Факторы: 1)=,≠ в правах – их юридич закрепленность; 2)=, ≠ возможностей – стартовых позиций, шансов, перспектив; 3)равные/ неравные рез-ты достижений. Кристол: если насинаешь слишком любить рав-во, кончаешь тем, что нач слишком мало любить свободу –→ свобода=рав-во и свобода ≠рав-во. «Тебе половина и мне - половина» → 'справедливость=рав-во' и «как достичь богатства, если у людей нет стимула» → 'нер-во=справедливость'. Нужно регулировать соц дистанцию м/у богатыми и бедными, границы и пределы нер-ва. 'если общ д.б. объединено, то сущ пределы, до кот эк нер-во следует считать терпимым; но если оно д.б. динамичным, то сущ также пределы, до кот рав-во м.б. разумно допущено'.
30.Социализация: суть, формы, агенты.
Под социализацией понимают процесс накопления людьми опыта и социальных установок соответствующих определенным социальным ролям.
Выделяют начальную, охватывающую период детства и юности и продолженную социализацию.
Процесс начальной социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, характеризуемой достижением интегрального социального статуса. Достижение последнего обычно предполагает:
умение распоряжаться деньгами независимо от других
возможность обеспечивать себя средствами к существованию
проживание отдельно от родителей
самостоятельность в выборе образа жизни
Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация направлена на освоение межличностных ролей и отношений, вторичная - социальных ролей и отношений.
Социализация проходит этапы совпадающие с жизненными циклами, связанными с изменением социальных ролей и приобретением новых статусов. В связи с этим часто выделяют следующие этапы: детство, отрочество, юность, зрелость и старость.
Социализация - процесс, который идет всю жизнь, но наиболее интенсивно он идет в детские и юношеские годы. Орвиль Г. Брим- младший выделил следующие важные отличия социализации взрослых и детей:
1. Социализация взрослых выражена в изменении их внешнего поведения, детская - корректирует базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые могут оценивать нормы, дети - только усваивают их.
3. Социализация взрослых предполагает понимание того, что между “черным” и “белым” есть множество оттенков, дети же воспринимают все непосредственно - через идеал.
4. Социализация взрослых направлена на овладение навыками и умениями, детей - на мотивацию их поведения.
Роджер Гоулд полагал, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, а представляет процесс преодоления психологических тенденций сложившихся в детстве.
Процесс усвоения новых норм и ценностей вамен старых - ресоциализация. Отклонение в социализации принято называть девиацией: формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступление от норм морали и права. К основным формам девиантного поведения относят правонарушения (делинквентность), пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийства.
Агенты социализации.
Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.
1. В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.
2. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие
31.Модели общества по Теннису.
.Модели общ-в по Теннису.
Теннис разграничал общ-во по типу соц-ой связи.
2 модели общ-ва:
-общность и сообщество(доиндустриальное общ-во)
-общ-во(индустриальное).
Общность:
=эмоциональность, общ. Воля, чувсство родства
=нет инд членов, любое раств в общ-ве
=преобладание общ. Интересов
=основывается на обычаях, убеждениях, нравах, традициях
=интегрируется на основе религии
=солидарность привычна
=собственность общая.
Общество:
-официальность и договоренность
-основа – индивидуальность
-преобладание индивидуальных интересов
-основывается на философских научных теориях, общепринятые образцы поведения, моды
-на основе общественного мнения
-солидарность по договоренности
-собственность частная(индивидуальная).
32. Методы социологии и социологических исследований.
Перед социологией возн проблема: как изучать и обобщать конкретн факты, как взаимосвязь эмпирич ур-ня исследований с теоретич. Сущ 3 метода: 1)индукция (от ч к общ); 2)аналогия (сходство); 3)дедукция (от общ к ч). возн вопромы: а)можно ли обобщить интегрировать разнообразные соц факты; б)можно ли выйти на теоретич ур-нь непосредственно на осн обобщения эмпирич данных.
33. Теория ''Трёх волн'' О. Тофлера
История человеческой цивилизации представляется им в виде набегающих друг на друга волн:
ПРЕДЫСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
¯
Аграрная революция - преобразование племенных кочевников в оседлых
крестьян
¯
АГРАРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
¯
Промышленная революция - превращение общества из аграрного в
индустриальное
¯
ПРОМЫШЛЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
¯
Информационная революция - ломается мировая индустриальная система, главной формой собственности и основным источником власти становится информация.
¯
Главной проблемой современной цивилизации Тоффлер считает то, насколько эффективно используется знание, информация. Крылатая фраза «знание - сила!» приобретает реальный, буквальный смысл.
36.Формальная организация
Формальная организация -целевая общность, кот обладает всеми необходимыми признаками орг-ии. Стр-ра форм орг-ии зависит от их целей и задач, также они определяют вид орг-ии (фирмы, учреждения, общественные орг-ии).
Достоинства: Повышает эффективность совместной деят-ти за счет функционального распределения труда. Обеспечивает общ координацию деят-ти, что обеспечивает рост произв-ти труда. Позволяет регулировать деят-ть подразделений и отдельных работников за счет введений норм и стандартов. Расширяет возможности целевого управления, позволяет прогнозировать развитие орг-ии
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.