Социальные изменения, социальное развитие и прогресс. Социальные типы личности. Предыстория социологии. Теория ''Третичной'' цивилизации, ''цивилизации досуга'', страница 6

Поле действия – эк сфера, права и привилегии, обяз-ти и ответств-ть, богатство и доходы, власть и влияние. Факторы: 1)=,≠ в правах – их  юридич закрепленность; 2)=, ≠ возможностей – стартовых позиций, шансов, перспектив; 3)равные/ неравные рез-ты достижений. Кристол: если насинаешь слишком любить рав-во, кончаешь тем, что нач слишком мало любить свободу –→ свобода=рав-во и свобода ≠рав-во. «Тебе половина и мне - половина» → 'справедливость=рав-во' и «как достичь богатства, если у людей нет стимула» → 'нер-во=справедливость'. Нужно регулировать соц дистанцию м/у богатыми и бедными, границы и пределы нер-ва. 'если общ д.б. объединено, то сущ пределы, до кот эк нер-во следует считать терпимым; но если оно д.б. динамичным, то сущ также пределы, до кот рав-во м.б. разумно допущено'.


30.Социализация: суть, формы, агенты.

Под социализацией понимают  процесс накопления людьми опыта и социальных установок соответствующих определенным социальным ролям.

Выделяют начальную,  охватывающую период детства и юности и продолженную социализацию.

Процесс начальной социализации достигает определенной степени  завершенности при достижении личностью социальной зрелости, характеризуемой достижением интегрального социального статуса. Достижение последнего обычно  предполагает:

   умение  распоряжаться  деньгами независимо от других

   возможность обеспечивать себя средствами к существованию

   проживание отдельно от  родителей

   самостоятельность  в выборе  образа жизни

Выделяют первичную  и вторичную социализацию. Первичная социализация направлена на  освоение межличностных ролей и отношений, вторичная  - социальных ролей и отношений.

Социализация проходит этапы совпадающие с жизненными циклами, связанными с изменением социальных ролей и приобретением  новых статусов. В связи с этим часто выделяют следующие этапы:  детство, отрочество, юность,   зрелость и старость.

Социализация - процесс, который идет всю жизнь, но  наиболее интенсивно он идет в детские и  юношеские годы.  Орвиль Г. Брим- младший выделил следующие важные отличия социализации взрослых и  детей:

1. Социализация взрослых выражена в изменении их внешнего поведения, детская  - корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать  нормы,  дети - только усваивают их.

3. Социализация взрослых предполагает понимание того, что между “черным”  и “белым” есть множество оттенков, дети  же воспринимают все непосредственно  - через идеал.

4. Социализация взрослых направлена на овладение навыками и  умениями, детей - на мотивацию их поведения.

Роджер Гоулд полагал, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, а представляет процесс  преодоления психологических тенденций  сложившихся в детстве.

Процесс усвоения новых норм и ценностей вамен старых - ресоциализация. Отклонение в социализации принято называть  девиацией: формы негативного поведения лиц, сферу нравственных  пороков, отступление от норм морали и права. К основным формам девиантного поведения относят правонарушения (делинквентность),  пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийства.

 Агенты социализации.

Институты,  группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию называют агентами социализации. На  каждом этапе  жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

1. В  младенческий период главными агентами  социализации являются родители  или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.

2. В  период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие


31.Модели общества по Теннису.

.Модели общ-в по Теннису.

Теннис разграничал общ-во по типу соц-ой связи.

2 модели общ-ва:

-общность и сообщество(доиндустриальное общ-во)

-общ-во(индустриальное).

Общность:

=эмоциональность, общ. Воля, чувсство родства

=нет инд членов, любое раств в общ-ве

=преобладание общ. Интересов

=основывается на обычаях, убеждениях, нравах, традициях

=интегрируется на основе религии

=солидарность привычна

=собственность общая.

Общество:

-официальность и договоренность

-основа – индивидуальность

-преобладание индивидуальных интересов

-основывается на философских научных теориях, общепринятые образцы поведения, моды

-на основе общественного мнения

-солидарность по договоренности

-собственность частная(индивидуальная).

32. Методы социологии и социологических исследований.

Перед социологией возн проблема: как изучать и обобщать конкретн факты, как взаимосвязь эмпирич ур-ня исследований с теоретич. Сущ 3 метода: 1)индукция (от ч к общ); 2)аналогия (сходство); 3)дедукция (от общ к ч). возн вопромы: а)можно ли обобщить интегрировать разнообразные соц факты; б)можно ли выйти на теоретич ур-нь непосредственно на осн обобщения эмпирич данных.

33. Теория ''Трёх волн'' О. Тофлера

История человеческой цивилизации представляется им в виде набегающих друг на друга волн:

ПРЕДЫСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

¯

ПЕРВАЯ ВОЛНА

Аграрная революция - преобразование племенных кочевников в оседлых

крестьян

¯

АГРАРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

¯

ВТОРАЯ ВОЛНА

Промышленная революция - превращение общества из аграрного в

индустриальное

¯

ПРОМЫШЛЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

¯

ТРЕТЬЯ ВОЛНА

Информационная революция - ломается мировая индустриальная система, главной формой собственности и основным источником власти становится информация.

¯

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Главной проблемой современной цивилизации Тоффлер считает то, насколько эффективно используется знание, информация. Крылатая фраза «знание - сила!» приобретает реальный, буквальный смысл.


36.Формальная организация

Формальная организация -целевая общность, кот обладает всеми необходимыми признаками орг-ии. Стр-ра форм орг-ии зависит от их целей и задач, также они определяют вид орг-ии (фирмы, учреждения, общественные орг-ии).

Достоинства: Повышает эффективность совместной деят-ти за счет функционального распределения труда. Обеспечивает общ координацию деят-ти, что обеспечивает рост произв-ти труда. Позволяет регулировать деят-ть подразделений и отдельных работников за счет введений норм и стандартов. Расширяет возможности целевого управления, позволяет прогнозировать развитие орг-ии