Социальные изменения, социальное развитие и прогресс. Социальные типы личности. Предыстория социологии. Теория ''Третичной'' цивилизации, ''цивилизации досуга'', страница 5

Многогранность самого об-ва определяют множественность конкретных типологий об-ва в совр социологии. Социалисты и утописты считали свои представления о будущем вполне осуществимы. Социализм – идеал. Научный социализм был противопоставлен утопическому. Уже в начале 20в. нем социал-демократ Бернштейн сформулировал проблему: наученный научный социализм. Социализм – утопия. Ограниченность альтернативы капитализм-социализм осмысленно в мировой социологии. Это проявилось в осевом принципе Белла. Развитие об-ва он представил в обной из осей – инф-но – технологической:

Доиндустр-ое об-во – традиционное произв-во (игра против природы)

Индустр-ое об-во – рационально прогрессирующее произв-во (игра против искуственной природы)

Постиндустр-ое об-во (игра между личностями). Оно организуется на инф-ой основе и useинф-ии, как средство управлять об-вом.

Индустр об-во:

Форма – капитализм, социализм; основа – произв-во товаров; осн сектор эк-ки – обрабатывающая пром-ть; осн технология – энергетическая;

Осн фактор развития – капитал, деньги; осн соц сила – предприниматели, менеджеры; осн метеделогия – эксперимент; временная перспектива – адаптация к сегодняшней ситуации.

Постиндустр-ое об-во:

Форма – едино; основа – произв-во услуг и знаний; осн сектор эк-ки – торговля, наука, образование; осн технология – инф-ая; осн фактор развития – «человеческий капитал»; осн соц сила – ученые, интеллектуалы; осн методология – системный анализ, прогнозирование; врем перспектива – ориентация на будущее, предвидение.

23. Концепция ''справедливого минимума неравенства'' Дж. Роулза

 РОУЛС: соц и эк нер-во д.б. так улажено, чтобы оно разумно вело к выгоде кажд и распростран на все посты и должности. Все соц блага д.б. распределены равно в том только случае, если их нарвномерн распределение не приносит пользы никому.

MAX('богатые богаче' – несправедл нер-во, опасения соц конфликта, риск лишиться всего) ←оптимум (готовы этим огранич-ся, 'справедливое нер-во')←богатые ← соц дистанция, соц расслоение ←бедные →оптимум (готовы этим огранич-ся, 'справедл нер-во')→MAX 'бедные беднее ('несправедл нер-во', растущее недовольство, протест).

МАКСИМУМ: «БОГАТЫЕ БОГАЧЕ» (НЕСПРАВЕДЛИВОЕ НЕРАВЕНСТВО)

­

ОПТИМУМ – готовые этим ограничиться («СПРАВЕДЛИВОЕ

НЕРАВЕНСТВО»)

­

БОГАТЫЕ

­

социальная дистанция, социальное расслоение

¯

 БЕДНЫЕ

¯

ОПТИМУМ – готовые этим ограничиться («СПРАВЕДЛИВОЕ

НЕРАВЕНСТВО»

¯

МАКСИМУМ «БЕДНЫЕ БЕДНЕЕ» («НЕСПРАВДЕЛИВОЕ

НЕРАВЕНСТВО») Растущее недовольство, протест

24. Социальный контроль.

Соц контроль.– контроль. Осуществляющийся целым коллективом – семьей, группой друзей, учреждением или соц инст-том. Осн задача – создание условий для устойчивости той или иной соц системы, сохранение соц стабильности и в то же время, создание условий для позитивных изменений. Соц-ция, формируя наши привычки, желания и обычаи, явл одним из осн факторов соц контроля и установления порядка в общ-ве. Она облегчает трудности для принятия решения.


25.Социология Макса Вебера

Соц-я – наука, кот д.б. свободной от оценочных суждений; оперировать ид-ми типами, кот не извлек из империч данных, но явл теоретич выражением интересов эпохи. Идеальный тип(эк обмен, ремесло, капитализм, церковь, христ-во)=идеал-е модели в естествознании. Соц – наука о соц действиях. Виды соц действий: 1)целерациональное (успех, рационализация, вычисление ст-ти товаров); 2)ценностно-рациональн (вера); 3)аффективное (чувства, эмоции); 4)традиционное (традиции, привычки). Ведущее отношение в общ – власть, господство. Виды власти: 1)традиционное (осн на нравах, привычке, осн принцип продвижения – личн верность; 2)харизматич (осн на эмоциях, личн верность лидеру связ с верой в его харизму – предназначение); 3)легальное – осн на интересе: и управляющие и управляемые подч з-ну, т.е. бюрократия функц-но необходима.

26. Виды и функции социальных институтов.

1.воспроизводство членов общ-ва (семья, гос-во) 2.социализация личности(семья, СМИ, школа, церковь) 3. производство и распределение(эк-ка); 4. управление(политика, мораль, менеджмент)

27.Классические модели орг-ии:

Выделяют 2 научные школы – американская (прикладной характер исследования) и европейская (общетеоретический подход)

1)  тейлористская – анализ орг-ии как трудового процесса 2) механистическая –(Файоль, Урвик) орг-ия - машина, безличный механизм, состоящий из формализованных статусов, ее можно представить, как многоуровневую административную иерархию, а управление – поэтапный процесс (планирование + организация + контроль) 3) бюрократическая – идея рационального поведения человека в организации. Точная и однозначная субординация, своевременный контроль – гарантия успеха.

28.Социальный портрет общества.

Ориентируясь на многообразие социальных различий, стратификационный подход позволяет нарисовать более многомерный «социальный портрет об-ва». Многообразие различий включает:

1)Социально-экономические (по формам собственности и хозяйствования, по доходам и уровню жизни)

2)Социально-профессиональные (по хар-ру и содержанию труда)

3)Социально-территориальные (по типу поселения, региона)

4)Социально-этнические (по национальному признаку)

5)Социально-демографические (по полу, возрасту)

6)Социально-культурные (по уровню образования, характеру культурной деятельности, принадлежности к той или иной религиозной группе).

Каждый из видов различий существует во взаимосвязи. Соц.измерение тех или иных различий, акцент- на разный соц.статус каждой из групп, существующее между ними соц.неравенство. Каждый из видов различий существует не сам по себе, они переплетаются, взаимодействуют др. с др.

29.Социальное равенство и неравенство.