В военной сфере на сегодняшний день безусловным лидером остаются США, удерживающие первенство не только по боеспособности своих вооруженных сил, но и в разработке новейших военных технологий. Это означает, что и в будущем США вряд ли уступят свои позиции в военной сфере.
На европейском континенте соотношение сил после роспуска Организации Варшавского Договора и распада СССР сложилось в пользу НАТО, где главенствующую роль также играют США. В настоящее время НАТО пытается поставить под контроль развитие обстановки в регионах, формально не входящих в зону ее ответственности, в том числе и на территории бывшего Советского Союза. К концу 90-х годов в сферу деятельности блока будут включены на той или иной основе ряд
государств Центральной и Восточной Европы и стран Балтии. Одновременно в Европе формируется вторая по значению военно-политическая организация - Западноевропейский союз, который со временем может потеснить НАТО в качестве европейского военно-политического центра.
На Ближнем Востоке и в Южной Азии серьезную угрозу национальным интересам и безопасности России в прогнозируемый период представляет возрастающая роль исламского фундаментализма, крайним проявлением которого являются постоянно возникающие вооруженные конфликты. Турция особенно быстро расширяет свое влияние в регионе. Помимо обширных зон конфликтности на Ближнем и Среднем Востоке одним из наиболее опасных очагов напряженности для России является война в Афганистане в непосредственной близости от российских границ. В перспективе возможно возрастание опасности распространения ядерного оружия в странах этого региона, не исключено также накопление запасов химического и бактериологического оружия.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе военная обстановка будет характеризоваться стремлением Японии стать «полноценной великой державой» с наращиванием необходимой военной мощи.
Локальные войны и вооруженные конфликты в Африке и Латинской Америке непосредственной угрозы России представить практически не могут. В настоящее время можно считать общепризнанным, что участие России в урегулировании региональных кризисов и вооруженных конфликтов, за пределами границ бывшего Советского Союза, возможно главным образом в рамках контингентов войск ООН.
Основными чертами геополитической обстановки в странах ближнего зарубежья являются:
- социально-политическая неоднородность государств, образовавшихся на территории СССР, что резко осложняет проблему их взаимодействия в проведении социально-экономических реформ, в том числе и в рамках СНГ;
- нестабильность происходящих в странах ближнего зарубежья социально-политических процессов, обусловленная ожесточенной внутриполитической борьбой партий и политических группировок, зачастую неконструктивностью внутренней политики и, как следствие, отсутствием прочной социальной базы поддержки реформ. В этих условиях может укрепиться тенденция прихода к власти жестких авторитарных режимов с труднопредсказуемым отношением к России;
- быстрое формирование на территории бывшего СССР новых военно-политических «центров силы», на роль одного из которых претендует Украина. Негативную направленность по отношению к России может приобрести создание Балтийско-Черноморской унии, на ведущие позиции которой также стремится Украина;
- возможное оформление «исламского блока» за счет участия бывших среднеазиатских республик и Азербайджана в деятельности организации «Исламская Конференция» и Организации экономического сотрудничества (Турция, Иран и Пакистан) с еще неопределившейся политической ориентацией по отношению к России;
- наличие взаимных территориальных претензий у вновь образовавшихся государств, рост сепаратизма внутри их автономий и компактно проживающих национальных меньшинств, появление в ряде республик дискриминационных законов о гражданстве и требований о депортации иноязычных граждан, что может способствовать превращению постсоветского пространства в обширную конфликтную зону или возникновению мощного неуправляемого миграционного процесса, дестабилизирующего политическую, экономическую, криминальную и санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории бывшего СССР, в том числе и в России;
- усиление попыток внерегиональных субъектов международных отношений включить, используя ослабление позиций России, в зону своего политико-экономического влияния ряд стран ближнего зарубежья;
- огромные экономические трудности, сопровождающие переход к рыночной экономике, вынуждают образовавшиеся на постсоветском пространстве государства стремиться к более тесному экономическому союзу с Россией, восстановлению нарушенных общесоюзных хозяйственных связей и приобретению доступа к сырьевым источникам. Одновременно все более усиливаются тенденции обращения за экономической помощью к ведущим державам мира и региональным «центрам силы», что в будущем неизбежно приведет к установлению определенной экономической зависимости от них;
- слабое влияние России на развитие ныне существующих и потенциальных военно-политических кризисов в ближнем зарубежье может привести к образованию «дуги конфликтности» практически по всему западному и южному периметру границ России;
- неблагоприятное для России соотношение обычных вооружений по отдельным геостратегическим направлениям после раздела Вооруженных Сил Советского Союза, ухудшение военно-политической обстановки на Северном Кавказе, в Закавказье и Таджикистане, опасность появления на российских границах новых ядерных держав может изменить соотношение сил в ряде субрегионов не в пользу России. <…>
Печатается по изданию: Жириновский В. В. Геополитика и русский вопрос. М., 1996, с. 280, 319-323, 324-329, 333-339.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.