В случае развития российского территориально-производственного районирования нужна передача в межобластные ассоциации определенных полномочий по управлению хозяйством и территориями. За Центром целесообразно оставить развитие общероссийских программ. Ассоциации (союзы) краев и областей могут стать весьма полезной переходной ступенью к новому административно-территориальному делению. В такой большой стране, как Россия, развитие экономики целесообразно нацелить прежде всего на удовлетворение потребностей не мирового, а внутреннего рынка, что потребует специальных мер по росту платежеспособного покупательного спроса населения, а значит, и его уровня жизни. Это коренной вопрос всего экономического курса. Это лучше любых деклараций послужит укреплению единства России. Ее геополитические реалии таковы, что она находится теперь в окружении более экономически мощных держав первого класса - США (с севера), интегрирующейся Западной Европы (с запада), Японии (с востока), а также Китая и исламских государств (с юга). При топливно-сырьевой ориентации экономики на мировой рынок (и, прежде всего, на эти страны) не исключена возможность экономической, а значит, и политической зависимости и даже дезинтеграции России.
Следует отказаться от жесткого вертикально субординированного управления, за исключением основ внешней политики и внешнеэкономических связей, обороны, безопасности, железнодорожного, морского, трубопроводного транспорта, связи, денежной системы, единых хозяйственных систем (типа энергетической). Никаких внутренних перегородок между территориями, препятствующих экономическим, торговым и иным связям, быть не должно (в США на это наложен запрет, а у нас, что ни день - территории вводят ограничения на вывоз товаров и т.п.).
Стабильное развитие не может быть осуществлено и без опоры на единый государственный язык, являющийся также языком межнационального общения, - на русский язык. Это, кстати, обогащает и национальные культуры. Введение различных государственных языков в рамках цивилизованного развития никогда не считалось каким-то обязательным атрибутом. Ныне оно скорее служит искусственным средством сопротивления против естественного процесса растворения малочисленных этносов в общем котле. Кстати, по международным стандартам (имеется в виду, что свыше 80 процентов населения России составляет титульная нация, еще выше процент лиц, признающих русский язык родным и тем более говорящих на нем) Россия вовсе не многонациональное, а мононациональное государство. Но с очень большой пестротой меньшинств этнических, языковых, конфессиональных, культурных.
Особый вопрос - сохранение связей с представителями российских этносов, оставшихся в бывших республиках СССР (около 30 миллионов человек, из которых 25 миллионов русских), защита их интересов, двойное гражданство, преодоление роста числа беженцев, помощь при вынужденных переселениях. До сих пор все эти проблемы решаются декларативно. Основной стратегической линией здесь могла бы быть ориентация на политическую интеграцию новых суверенных государств в единую великую Россию. Вопрос о государственных границах России, оказавшихся такими же протяженными, как общесоюзные границы, можно решить не в ущерб исторически сложившимся связям.
К тому же не забудем, что есть такие национально-государственные образования (Южная Осетия, Приднестровье, Гагаузия, Абхазия), которые, будучи вне границ России, не мыслят своего существования без интеграции с нею. Число таких образований может еще увеличиться. Увы, Россия так или иначе непосредственно вовлекается в вооруженные конфликты, возникающие в этой связи. Она, по сути, заняла место общесоюзной державы. И это одна из коренных ее проблем. Фактические границы России не там, где кончается ее территория сегодня. Без признания этого факта обстановка может (за счет проникновения наркомафии, иностранного влияния и т.п.) быть дестабилизирована и в самой России.
Проблемы межгосударственной интеграции, границ, безопасности и стабильного развития России увязываются в единое целое. Нельзя отодвигать на второй план и растущее чувство российского патриотизма. <…>
Доктрина национальной безопасности Российской Федерации
(Основные принципы и механизмы реализации)
Геополитическая ивоенно-стратегическая обстановкавмире
Мировая цивилизация на пороге XXI века в связи с распадом системы социализма и окончанием эпохи «холодной войны» переживает очередной процесс коренного изменения сложившегося баланса сил и сфер влияния в мире, практически неуправляемого распада многонациональных государств, пересмотра установившихся границ, трансформации системы социальных ценностей. На мировой политической арене появились мощные, разнонаправленные по своему характеру силы.
Процессы стремительного развития национализма и социальной активности в качестве движущих сил политической жизни (прежде всего во вновь образовавшихся государствах) и болезненного сепаратизма совпали с устремлением к интеграции государств на различных континентах в региональные сообщества с наднациональными органами управления.
Сохранение на мировой арене одного общемирового лидера США, стремящегося осуществлять доминирующее влияние в различных сферах международной жизни, сопровождается нарастающими усилиями региональных лидеров к созданию местных «центров силы», склонных к сверхвооруженности и проведению экспансионистской политики.
Отмирание классово-идеологического противостояния двух мировых систем и стремление развитых государств мира к утверждению нового миропорядка в межгосударственных отношениях сопровождаются накоплением межцивилизационных (культурно-исторических, социальных, религиозных, национальных) противоречий, что особенно характерно для оси «Север-Юг». Позитивные меры ведущих ядерных держав (ранее СССР, а теперь России и США) по снижению ядерной опасности наталкиваются на встречный процесс культивирования допустимости распространения ядерного оружия в мире, а значит, и появления новых ядерных государств, причем в нестабильных, конфликтогенных регионах мира.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.