А как обстоят дела на Востоке? По нынешнему объему производства товаров и услуг Россия уступает Японии почти в 2,7 раза, Китаю - примерно в 3 раза. Даже наш «старый друг» Индия на 25-30 процентов превзошла по объему ВВП Россию.
Полная грустных размышлений картина складывается в регионе южного приграничья. По данным за 1992-1993 годов, объем производства ВВП в Турции превышал уже 295-300 млрд. долларов, а в богатом нефтью Иране - 270 млрд. долларов, хотя страна едва оправилась от «исламской революции» и войны с Ираком. В то же время общий ВВП трех закавказских республик сократился до 50 млрд. долларов (Грузия - 20, Азербайджан - 19-20, Армения - 9-10 млрд.), а пяти среднеазиатских, включая Казахстан, - составлял не более 186 млрд. долл. (Казахстан - 76-78, Узбекистан - 73-76, Киргизия - 10-11, Туркменистан - 11, Таджикистан - 9-10 млрд.).
Из этих цифр видно, что суверенные республики, заявляющие о заинтересованности в связях с ведущими государствами исламского мира, ни вместе, ни по отдельности не в состоянии говорить на равных с Ираном и Турцией. Они рискуют попасть едва ли не в полную зависимость от них.
Цифры свидетельствуют, что нынешнее соотношение экономических потенциалов России и крупнейших стран Востока и Запада будет сохраняться по меньшей мере 3-5 лет, особенно с учетом прогнозируемого у нас промышленного спада, сокращения производства энергоносителей и т.п. Наш единственный серьезный резерв - мобилизация интеллектуального потенциала, в значительной степени сосредоточенного в ВПК и смежных отраслях.
Но поскольку ситуация в ВПК остается неопределенной, структурная реформа и использование ее результатов тут крайне робки, а финансирование все более стремится к нулю, постольку и общие ожидания на ближайшие годы выглядят неоптимистично.
Нынешний кризис отбросил Россию к исходной дореволюционной точке - к 1913 году. Национальный доход России в ее современных границах как в 1913 году, так и 80 лет спустя, в 1993 году, колеблется в пределах 12-14 процентов от американского уровня.
Означает ли это, что Россия должна «уйти» из активной внешней политики, безоглядно устремившись, как ей сейчас настойчиво предлагают, к объединению с Западной Европой и Северной Америкой (причем на неравноправных условиях)? Конечно, нет. Наше раскинувшееся на двух материках государство должно стремиться к восстановлению своего исторического влияния на территории, входившей ранее в СССР.
Другое дело, можно ли вести такую политику в полном объеме? Возможности России во многом определяются транспортно-географическим положением страны. Российская империя и Советский Союз имели четыре основных выхода в Мировой океан: во-первых, балтийский, «прорубленный» Петром I в XVIII веке (Петербург, порты Прибалтики), во-вторых, черноморский, в-третьих, северный, в-четвертых, тихоокеанский. С распадом СССР, образованием независимых государств, в том числе СНГ, возможности России резко сужаются. <…>
Если раньше Советский Союз на западной границе имел около 25 железнодорожных пересечений, то современная Россия имеет всего лишь один переход из Калининградской области в Польшу. Главные перевалочные железнодорожные узлы бывшего Союза: Брест, Гродно (Кузнецы), Чоп, Унгены - находятся на территории Белоруссии, Украины и Молдавии. Но до Бреста железнодорожный состав из России должен пройти 620 км по территории Белоруссии, до Чопа - более 1200 км по Украине, до Унген -1200 км по Украине и Молдавии, а путь из Санкт-Петербурга в 893 км до ст. Кузнецы на 2/3 проходит по территории трех государств (Латвия, Литва, Белоруссия).
Естественно, что многие из этих вопросов неопределенны и могут быть решены после создания экономического союза СНГ и улучшения отношений России со странами Балтии.
Еще один аспект геополитического и экономическо-географического положения связан с изменением границ России. Если в составе СССР из 77 административно-политических единиц России только 13 были пограничными, то в настоящее время их более половины.
Во многие из них передислоцируются части Российской Армии, направляются беженцы из горячих пограничных точек. Формально границы у России те же, общей протяженностью около 58,6 тыс. километров, при этом морские почти вдвое длиннее сухопутных. Но изменилось число соседей, их 16, больше, чем у кого-либо в мире. Еще два года назад Россия граничила с 8 зарубежными странами, включая США и Японию - на море. Остальные границы были внутренними, в пределах СССР. Они носили условный характер, и мало кого интересовала их длина - разве что географов. Теперь же этот показатель приобрел реальный, практический смысл, тем более что на значительном протяжении границы стали беспокойными. Бывшие границы между союзными республиками СССР (ныне так называемое ближнее зарубежье) стали границами иностранных государств. Даже в пределах СНГ они фактически больше разъединяют, чем соединяют; теперь приходится считать их длину.
Геополитическиереалииигосударственнаяполитика
О СССР было принято говорить как о многонациональном государстве, где преобладающая нация - русские - составляла чуть более 51 процента его населения. Российская Федерация же -это преимущественно русская республика (более 82 процентов ее населения - русские), в которую вкраплены территории расселения других народов. Причем очень немногие из коренных народов проживают компактно, в большинстве своем они рассеяны «островками», «брызгами» по большой площади, в основном населяемой русскими. Доля титульных национальностей превышает половину населения только в 7 национально-территориальных образованиях России - Чувашии, Туве, Коми-Пермякском округе, Северной Осетии, Чечне, Ингушетии, Агинском (Бурятском) Национальном округе - из 32 национально-территориальных образований. Что касается русских, то они составляют менее половины населения только в 14 таких образованиях (всего в них живет 11 миллионов русских).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.