Разблокирование ряда военно-политических кризисов (центральноевропейского, ближневосточного), являвшихся традиционными для биполярного противостояния в мире, сменилось новыми взрывоопасными военно-политическими кризисами, характерными для переходного периода глубокими изменениями в устоявшемся балансе мировых и региональных сил, сходными с процессами, предшествующими возникавшим мировым войнам.
Происходящие события показывают, что мировое сообщество, оказавшись перед лицом во многом «забытой» политической стихии, иррациональной и трудноуправляемой, в лице своих наднациональных организаций (ООН, ОБСЕ, ЕС, НАТО), созданных на политических реалиях эпохи «холодной войны», практически не справляется с проблемой урегулирования кризисных ситуаций, приобретающих инерцию саморазвития.
В политической сфере кардинальные перемены в международной обстановке и глобальном балансе сил в настоящий период времени характеризуются тем, что идет активный процесс перестройки системы международных отношений, перераспределение сфер политического влияния, передела зон национально-государственных интересов между США, Западной Европой и Японией. США предпринимают энергичные меры для постоянного усиления своего влияния в различных регионах мира.
В Западной Европе продолжает развиваться процесс политической интеграции европейских государств. В ближайшей перспективе неизбежен рост противоречий между наиболее крупными из них (Германия, Великобритания, Франция) за приобретение лидирующей роли на континенте с одновременным стремлением ослабить влияние США на европейскую политику.
В Центральной и Восточной Европе идут процессы серьезных геополитических перемен. Эти процессы выражаются в распаде федеративных, многонациональных образований (ЧСФР, СФРЮ), стремлении к воссоединению этносов (албанцев Косово с Албанией, венгров Воеводины, Трансильвании и Словакии с Венгрией) и к созданию новых государств («Великая Румыния»), в которых господствующие позиции занимает какой-либо один этнос, в возможных территориальных претензиях и попытках «перекройки» послевоенных границ. Стремление отдельных государств обеспечить национальную безопасность в рамках НАТО приобретает антироссийскую направленность.
В азиатском регионе наиболее важную роль играет Китай, направивший все усилия на модернизацию экономики и установление статуса великой державы. От успеха реформ в Китае во многом зависит стабильность в Азии и мире в целом. Вместе с тем Китай как ядерная страна с громадным людским потенциалом, экономическими ресурсами и традиционной независимостью в политике, объективно является зоной повышенного внимания России в области безопасности.
Укрепление позиций Японии как одного из основных «центров силы», а с ней таких государств, как Южная Корея, Сингапур и других юго-восточных стран, имеет важное значение для политики России в Тихоокеанском регионе.
На Ближнем и Среднем Востоке, в Южной Азии основные тенденции развития политической обстановки будут определяться, в первую очередь, усилением влияния «исламского фактора», в сферу которого могут быть вовлечены бывшие среднеазиатские союзные республики и Азербайджан. Подобная тенденция может привести к расширению зоны конфликтности на Ближнем и Среднем Востоке вплоть до южных границ России, с учетом глубоких противоречий в исламском и «третьем мире» в целом. Большое влияние на развитие этих процессов будет оказывать также неоднозначный характер политической активности США и его союзников.
В Южной Азии признанным региональным «центром силы» является Индия, сбалансированные отношения с которой Россия способна поддерживать. У юго-восточных границ России в Азиатско-Тихоокеанском регионе политическая обстановка характеризуется, с одной стороны, активизацией процессов, способствующих повышению стабильности региона, а с другой -повышением противоборства ведущих стран мира за обеспечение себе лидирующей роли на фоне общего ослабления позиций России, оказавшейся в своеобразном вакууме после отхода от опоры на своих бывших «идеологических сателлитов» (Северная Корея, Вьетнам) и имеющей слабое влияние на развитые (Япония) и быстроразвивающиеся страны (Южная Корея, Сингапур, Малайзия).
Центральная и Южная Америка, Африка, Австралия и Океания находятся в основном за пределами непосредственных интересов национальной безопасности России. Их влияние на политическую жизнь нашей страны является незначительным.
В мировой экономической сфере ситуация также остается противоречивой. Роль признанного лидера, с которым России необходимо строить партнерские отношения, по-прежнему удерживают США. Однако заключение Маастрихтского договора (1991 г.) создает реальную предпосылку к слиянию экономических структур Европейского сообщества и последующему расширению этой экономической зоны за счет присоединения других европейских государств. Благодаря этому Европа может в ближайшем будущем как «коллективный» экономический лидер потеснить США. Экономическая ситуация на континенте характеризуется также социально-экономической нестабильностью в восточноевропейских странах и одновременным их стремлением интегрироваться в общеевропейские структуры.
На Ближнем Востоке и в Южной Азии экономическая ситуация характеризуется углублением процессов социально-экономической дифференциации стран региона, стремлением группы «бедных» стран (Судан, Йемен, Мавритания) укрепить экономические связи с влиятельной группой «богатых» нефтедобывающих стран (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ).
Экономическая обстановка в Азиатско-Тихоокеанском регионе определяется лидирующей ролью Японии в качестве экономического «центра», а ситуация в Африке и Латинской Америке едва ли будет затрагивать непосредственные интересы России.
В целом, наметившиеся тенденции позволяют говорить о возможном создании к концу 90-х годов конкурирующих между собой торгово-экономических зон, возглавляемых США, Японией и Германией. Что же касается России, то для нее серьезной проблемой остаются воздвигаемые барьеры, отделяющие ее от единого экономического пространства, а также блокирование российских попыток выйти на мировой рынок высоких технологий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.