ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева"
УТВЕРЖДАЮ
Директор МВШ
__________________О.Е. Подвербных
«______» _________________ 2010 г.
"ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА"
Направление подготовки: 080500 "Менеджмент" (ускоренная форма обучения)
Специальность:
Кафедра: Международного кадрового и проектного управлени
Красноярск 2010 г.
1. Цель и задачи дисциплины.
Протекающие в нашей стране общественные и экономические преобразования вызвали коренное изменение характера трудовых отношений. В условиях многообразия форм собственности труд стал наемным, а рабочая сила – товаром. В связи с этим объективно возникает потребность в изучении современного понимания труда как объекта исследования, современных трактовок предмета и метода экономики и социологии труда как науки, а также особенностей складывающейся системы социально-трудовых отношений.
Происходящие изменения в сфере труда отражают сложный процесс постепенного привнесения принципов рыночной экономики в систему социально-трудовых отношений, которая предполагает необходимость учета интересов всех субъектов социального партнерства. Это повышает степень сложности теоретических и практических знаний в области экономики и социологии труда.
Условия и предпосылки становления нового типа социально-трудовых отношений внесли специфику в решение таких важных для субъектов этих отношений вопросов как оплата, нормирование, производительность труда, индивидуальное предложение труда и трудовое поведение работника в зависимости от ситуации на внешнем и внутреннем рынках труда, жизненные циклы в социализации человека и др.
Понимание возникающих проблем и умение выбрать эффективные методы их решения применительно к новым отношениям в сфере труда как на микро-, так и на макроуровне являются необходимыми элементами экономических знаний бакалавров для их успешной работы.
Цель дисциплины «Экономика и социология труда» заключается в комплексном изучении возникающих на различных уровнях управления экономических и социальных проблем труда, как главного объекта исследования этой науки, и конкретных методов их решения.
Основная задача дисциплины состоит в приобретении студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим актуальным вопросам, составляющим предмет изучения:
* особенности воспроизводства трудовых ресурсов в современных условиях в масштабах общества и на предприятии;
* комплексный анализ состояния рынка труда и его влияния на степень использование трудового потенциала общества;
* формирование системы социального партнерства на различных уровнях управления;
* оценка эффективности трудовой деятельности на корпоративном уровне;
* управление интересами различных социальных групп в сфере трудовых отношений;
* оценка качества и уровня жизни населения.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
· знать теоретические основы формирования и использования труда на предприятии и в обществе;
· уметь выявлять особенности функционирования внешнего и внутреннего рынка труда;
· освоить методы измерения и анализа производительности труда, планирования трудовых показателей, оценки влияния организации нормирования и оплаты труда на повышение трудовой активности работников;
· . иметь представление о субъектах, объектах, методах и технологии социального партнерства;
· ознакомиться с понятием уровня жизни населения и методами оценки стоимости жизни.
Студенты также должны овладеть навыками самостоятельного творческого изложения рекомендуемых учебным планом тем докладов и рефератов по актуальным проблемам экономики и социологии труда для участия в групповых, общеуниверситетских, региональных и федеральных научных студенческих конференциях, а также при аттестации и отчетах по пропущенным темам занятий в часы, отведенные для самостоятельной работы студентов (СРС).
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Таблица 1.
| Виды учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | ||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 
| Общая трудоемкость дисциплины | 150 | 150 | |||
| Аудиторные занятия | 34 | 34 | |||
| В том числе: лекции | 17 | 17 | |||
| практические занятия | 17 | 17 | |||
| семинары | |||||
| лабораторные работы или другие виды аудиторных работ | |||||
| Самостоятельная работа. Всего | 116 | 116 | |||
| в том числе:изучение лекций | 34 | 34 | |||
| подготовка к практическим занятиям | 38 | 38 | |||
| доклады | 17 | 17 | |||
| Подготовка к экзамену | 27 | 27 | |||
| Вид итогового контроля | Экз. | Экз. | |||
4. Содержание дисциплины.
4.1.Тематический план.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.