1. Все основные предпосылки разделения церквей можно разделить на две группы:
v Этно-культурные причины. Римская Церковь развивалась под воздействием наследия Римской империи – романского влияния, обусловленного спецификой культуры, религии, государственного строя и ряда других особенностей древнего Рима.
Ø Особенности культурного развития. Древнеримское искусство не достигло таких высот, как греческое.
Ø Особенности быта. С точки зрения обустройства быта древний Рим не знал равных себе городов. Рим играл роль центра империи, куда стекались все сведения о жизни провинций, в том числе и различных христианских общин, что возвысило положение Рима в христианском мире. Можно отметить так же, что римское гражданство давало его обладателю ряд существенных преимуществ.
Ø Законодательная система. Стремление к зачастую мелочной регламентации всех возможных ситуаций в римском законодательстве отразилось на системе построения западного богословия, доводившего каждый рассматриваемый вопрос до мельчайшей детализации.
Ø Развитие науки и философии. Практически все открытия в области науки, техники, медицины, а так же важнейшие философские школы находились не в Риме, а на Востоке – в Греции, Малой Азии, Египте.
Ø Особенности религии императорского Рима. Обожествление императора и проявление этого в жизни общества проявилось в идее папизма. От императорского Рима унаследованы титул «понтифик», объединение в лице папы церковной и светской власти, принцип передачи примата избранием, принцип подчинения епископов папской власти.
Ø Национальные особенности характера. Прекрасное сравнение римлян и греков даёт В.В. Болотов: «Скромно, почти в тени является наряду с идеальным греком фигура римлянина, с его ограниченным кругозором, бедностью теоретических начал, слабостью умозрения, практицизмом, часто сухим, с узкою положительностью», тогда как в разговоре о греках обычно «возникает мысль о народе богато одарённом умственными способностями, со славою заявившем себя в философии, науке, искусстве, – народе с пламенным чувством свободы, с ненавистью к тирании, племени республиканском по преимуществу» [Цит. по 1, с.70].
Такое положение вещей привело к тому, что Рим хотя и приобрёл репутацию самого благоустроенного и богатого города, центра мировой государственности и религии, но западная часть Римской империи, где сформировалось общество потребления, вскоре после разделения павшая от рук варваров, оказалась в состоянии глубочайшего упадка, не имея исторических и культурных корней. В то же время, восточная её часть унаследовала все основные культурные центры с их традициями. В.В. Болотов замечает, что «где Восток видел философскую и моральную идею, там Запад создавал институт» [Цит. по 2, с.7]. Это обусловило неравноценное развитие богословской мысли и предопределило глубочайшие расхождения в формировании вероучения и, в результате, привело к разделению Церквей.
v Религиозные причины.
Ø Стремление Римских первосвященников к абсолютной власти над Церковью. После падения Иерусалима в 70 г. н.э. первенствующее место в христианском мире заняла община Рима, как столицы с прекрасно налаженными связями с провинциями. Именно в римской Церкви возникла правовая власть еписопа, не распространяющаяся на общины за пределами Италии даже на западную Европу. Но общепризнанной была духовная власть римского епископа и преимущество чести. С сер. V в. это стремление стало обосновываться первенством власти ап.Петра среди других апостолов, приемником которого и считался римский первосвященник. Восточная Церковь обращалась к Римской, как к равной, за помощью в разрешении церковных вопросов в силу того, что Запад находился вне власти императоров, поддерживающих еретиков, а отсутствие там крупных богословских центров приводило к меньшей возможности возникновения ересей. Все моменты подобных взаимоотношений расматривались Римской Церковью, как юридические прецеденты проявления власти Римского епископа над другими Церквями. Стремление римских епископов к главенству над всей Церковью не имело никаких оснований.
Ø Догматические уклонения от чистоты кафолического вероучения. Важнейшим из них можно назвать изменение Никео-Цареградского Символа вера вставкой filioque (“и от Сына”), суть которой состоит в утверждении, что Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца и Сына. Первые известия о филиокве относятся к концу IV – началу V века. Официально в Символ веры эта вставка была впервые включена в VII или VIII в. на Соборах в Толедо. В 1014 г. Символ веры с filioque был утверждён папой Бенедиктом VIII по требованию германского императора, которому Римский епископ в тот период присягал на верность. «Римская Церковь оказалась неспособной не только уяснить догматическое учение, но и не смогла устоятьперед давлением светской власти. Давление императора с целью принятия Церковью ереси было обычным делом на Востоке и там была не только сильная богословская традиция, но и сильный дух исповедничества и мученичества, а на Западе слабое давление увенчалось успехом» [1, с.88].
2.Соверменный Катехизис Римо-Католической Церкви гласит, что «нашим прародителям Адаму и Еве было дано состояние «первородной святости и праведности» [цит.по. 2, с.22].
Природа человека в «состоянии чистой естественности» (status purorum naturalium), пребывала в состоянии изначально двойственном: душа человека устремлялась к Творцу, но, при этом, постоянно сталкивалась с неизменным побуждением своей физической природы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.