Пасха Христова — праздников Праздник

Страницы работы

Содержание работы

Лекция 2. Пасха Христова — праздников Праздник

Вспомним слова протопресвитера Михаила Помазанского о Воскресении Христовом: “Воскресение Христово есть предмет постоянного торжества Церкви, неумолкаемого ликования, достигающего своей вершины в пращник Святой христианской Пасхи” (“Догматическое богословие”).

Подтверждением этих слов служит пасхальное богослужение, и особенно пасхальный канон, составленный великим церковным песнотворцем преподобным Иоанном Дамаскиным (УШ в.). Этот канон является важнейшей частью светлой пасхальной заутрени, которая совершается сразу же после ночного крестного хода. Пасхальный канон святого Иоанна Дамаскина — это вершина церковных песнопений. В нем пасхальная радость выражается великим церковным ликованием о Воскресении Христовом: Христос воскрес, исполнились все спасительные пророчества и прообразы Ветхого Завета, и мы празднуем начало новой жизни.

Восьмая песнь этого канона утверждает, что Пасха Христова — это величайший наш церковный праздник: “Сей нареченный и святый день, един суббот царь и господь, праздников праздник и торжество есть торжеств, в оньже благословим Христа во веки” (ирмос 8-й песни канона Пасхи).

Что означает этот текст? Наступивший день — это именитый и святой день. В Ветхом Завете священным днем была суббота. А в Новом Завете важнейшим священным днем стал тот день, в который воскрес Христос (первый день после субботы). День Воскресения Христова — это царь и господин над всеми субботними днями! День Воскресения Христова — это праздник из праздников и торжество из торжеств! К этому дню Церковь Христова Православная относит пророческие слова: “Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь” (Пс. 117, 24).

Слова о том, что Пасха Христова — это “праздников праздник и торжество есть торжеств”, заимствованы преподобным Иоанном Дамаскиным из “Слова” (45-го) святителя Григория Богослова на Пасху, которое по Уставу церковному некогда читалось на ночной пасхальной службе перед четвертой песнью канона. Это “Слово” и вдохновило преподобного Иоанна Дамаскина написать канон Пасхи.

Почему мы так радостно встречаем праздник Пасхи Христовой? Почему этот праздник возвышается над всеми церковными праздниками? Потому что Воскресение Иисуса Христа есть залог воскресения и вечной жизни всех верующих в Него.

“Христос воскресе из мертвых”, “и нам дарова живот вечный” (из пасхальных песнопений).

В Церкви Христовой Право­славной все берет свое начало от Пасхи Христовой и все восходит к Пасхе.

От Пасхи ежегодно начинает­ся годичный богослужебный круг. Великий пост — это под­готовительный путь к праздни­ку Пасхи, а остальное время года — это путь от Пасхи до подготовительных к Великому посту недель. На этом пути еженедельно (в воскресные дни) Церковь обновляет в нас пасхальную радость.

От Пасхи Христовой ежегодно начинается круг евангельских и апостольских чтений на церковных службах. От Пасхи зависит время таких великих церковных праздников, как Пятидесятница (День Святой Троицы), Вознесение Господне и Вход Господень в Иерусалим. С Пасхой Христовой связаны и другие церковные праздники, например праздник Рождества Христова. В некоторых старых церковных месяцесловах Рождество Христово так и называется — “Пасха. Праздник тридневный”. (О значении слов “праздник тридневный” — в следующей лекции.)

С Пасхой Христовой связаны все церковные праздники, в ко­торые совершается Божествен­ная литургия, потому что литур­гия — это, по существу, пасхаль­ная служба. О связи с Пасхой Христовой литургии воскресно­го дня говорилось в предыдущей лекции (“Воскресенье — День Господень”). Пасхе Христовой посвящены многочисленные богослужебные тексты и лучшие святоотеческие творения. С Пасхой Христовой связаны и церковные таинства, а крещение и причащение могут быть прямо названы пасхальными таинствами. В таинствах Церковь Христова преподает верующим спасительную силу Божию — Благодать. А Пасха — это праздник Благодати. “Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа” (Ин. 1,17). Именно этими словами заканчивается торжественное чтение Евангелия на Божественной литургии в светоносный праздник Христова Воскресения.

Наконец, с Пасхой Христовой связаны и такие церковные установления, как крестное знамение, коленопреклонения и воздержание от коленопреклонения в пасхальные и воскресные дни.

Некоторые пасхальные песнопения (тропарь Пасхи, канон) мы прекращаем петь после 39-дневного пасхального торжества. Последний день перед праздником Вознесения Господня так и называется — “Отдание праздника Пасхи”. Но этим днем заканчивается лишь тот период церковно-богослужебного годо­вого круга, когда пасхальная тема является не только заглав­ной, но и постоянной в церковном богослужении. Прославление же Христова Воскресения в Церкви никогда не прекращается.

Как уже говорилось, каждый воскресный день мы собираемся в храм на Божественную Литургию ради прославления Христова Воскресения. На каждой воскресной службе в храме читаются и поются некоторые пасхальные молитвы и песнопения. И каждая Божественная Литургия обновляет в нас пасхальные чувства, потому что все литургические воспоминания и священнодействия связаны с Тай­ной Вечерей, крестными страданиями, смертью и Воскресением Господа нашего Иисуса Христа.

Какую бы сторону церковной жизни мы ни взяли — все имеет отношение к Пасхе Христовой. Заканчивая Божественную Литургию, архиерей или священник, совершающий службу, читает тропарь пасхального канона: “О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте и Слове Божий, и Сило! Подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего”. Так Церковь через Пасху возводит наш духовный взор к жизни будущего века с Воскресшим Христом.

В иерусалимском храме Воскре­сения Христова — на Гробе Гос­поднем, “из негоже Христос воскресе” (см. акафист Живоносному Гробу Господню), — никогда не прекращаются пас­хальные молитвословия. Литур­гия, в какой бы день она там ни совершалась, всегда озаряется пасхальной радостью. И Препо­добный Серафим Саровский († 1833), всегда носивший в сер­дце пасхальную радость, мог в любой день сказать Приходяще­му: “Христос воскресе, радость моя!”.

Мы совершаем церковные службы в своих храмах, а в Иерусалим, чтобы помолиться на месте Христова Воскресения, могут поехать лишь немногие паломники. И мы не имеем дер­зновения, как Преподобный Серафим, ежедневно обращаться друг к другу с пасхальным при­ветствием. Но слова протопрес­витера Михаила Помазанского) о том, что “Воскресение Христо­во — это предмет постоянного торжества Церкви и ее не­умолкаемого ликования”, все-таки побуждают нас спросить самих себя: “Не притупилось ли наше церковное самосознание, если мы не видим пасхальной связи церковных праздников, если мы не чувствуем пасхаль­ной связи церковных таинств? Не упускаем ли мы самого важ­ного в церковной жизни, если не воспринимаем каждую Боже­ственную литургию как пасхаль­ную службу?”.

Наше спасение, наша Пас­ха, — пострадавший за нас и вос­кресший в третий день Спаси­тель мира Господь наш Иисус Христос. “Пасха наша, Христос, заклан за нас” (1 Кор. 5, 7). Мы желаем спастись и потому при­нимаем во образ смерти и Вос­кресения Христа Бога нашего святое крещение. В залог наше­го воскресения мы причащаем­ся Святых Христовых Тайн. Ра­дость пасхальная укрепляет нашу веру на всем пути нашего земного странствования к жиз­ни вечной. Поэтому при изуче­нии Церковного богословия Пасха Христова является осно­вой всех богословских знаний, а наше спасение по благодати Воскресшего Христа — главной темой всех богословских заня­тий.

Таким образом. Пасха Хрис­това — праздников праздник и величайшее торжество из всех церковных торжеств — есть ос­нование и ключ к Церковному богословию.

Тропарь праздника Пасхи: “Христос воскресе из мертвых, смертиюб смерть поправ и сущим во гробех живот даровав”.

Вопросы и задания

1. Откуда берет начало изречение: Пасха — “праздников Праздник и Торжество есть торжеств”?

2. Выучить и разобрать ирмос 8-й песни канона праздника Пасхи.

3. Какое место Пасха Христова занимает в Церковном Богословии?

4. Проработать (прочитать, законспектировать) книгу: Ильин В.Н. Запечатанный Гроб: Пасха Нетления/ Объяснение служб Страстной недели и Пасхи. Издание 2-е, Париж, 1991. Репринтное издание: Троице-Сергиева Лавра, 1995.

Похожие материалы

Информация о работе