Эта двойственность в первых людях преодолевалась особым Божественным воздействием – «Благодатью первозданной праведности», присутствовавшим в человеке наряду с образом и подобием Божиим и призванным уравновесить духовную и телесную природу и не давать развиваться этой противоречивости. «Райское совершенство человеческой природы не было её естественным состоянием, оно поддерживалось особым сверхъестественным воздействием «первозданной благодати» [2, с.21].
«Внутренняя гармония человеческой личности … составляет состояние, называемое первородной праведностью» (Катехизис) [2, с.22].
«Вся эта гармония первородной праведности, предусмотренная для человека в Божием замысле, была утрачена по греху наших прародителей», говорит католический Катехизис. [2, с.22], т.е. в результате грехопадения природа человека была лишина этого укрепляющего воздействия Божественной благодати. В этом безблагодатном (каково оно и было изначально) состоянии человек несёт бремя гнева Божия за утрату благодати, изначально чуждой. Следовательно, состояние природы человека после грехопадения не изменилось и стало отличаться от прежнего состояния настолько, насколько, по сравнению кардинала Беллармина, одетый человек отличется от раздетого.
Основа для такого понимания в западном богословии была заложена ещё блаж.Августином. Но полностью её развили в эпоху схоластики Ансельм Кентерберийский и Иоанн Дунс Скот. Закреплено это учение было декретом Тридентского собора.
Учение католической Церкви о первородном грехе, как отсутствии преестественного украшения – благодати Божией – неверно потому, что оно смешивает два аспекта последствия грехопадения в потомках Адама и Евы:
ü первородный грех, как порчу природы человеческой души, выражающуюся в склонности её ко греху;
ü и лишение человека освящающей благодати.
3. Провозглашение догмата о непогрешимости папы в делах веры на I Ватиканском Соборе в 1870 г. папой Пием IX явилось завершающим шагом развития католического учения о власти папы. Суть его состоит в том, что «когда римский первосвященник говорит со своей кафедры (cum ex cathedra loquitur), то есть когда, исполняя своё служение как пастырь и учитель всех христиан, он в силу своей высшей апостольской власти определяет учение о вере или нравственности, которое должна содержать вся Церковь, то через Божественную помощь, обещанную ему в лице блаженного Петра, обладает тою непогрешимостью (infallibilitate), которою Божественный Спаситель благоволил наделить свою Церковь,.. поэтому такого рода определения первосвященника сами по себе, а не с согласия Церкви, неизменны (ex sese, non aufem ex consensu ecclesiae irreformabiles)» (определение Собора) [цит.по 3, с. 71–72]. Фактически это определение переносит функции Церкви на её высшего иерарха.
Можно отметить, что в той или иной форме ещё в древности в Западной Церкви существовало представление о непогрешимости римского епископа. Однако, множеством исторических свидетельств можно подтвердить безосновательность этого учения, ибо история Церкви знает множество примеров заблуждений и еретических убеждений римских епископов.
v Папа Либерий I (IV в.) как епископ римский подписал арианский смвол веры. Впоследствии он принёс покаяние и даже был причислен к лику святых, но с точки зрения ватиканского догмата его поступок недопустим.
v Папа Гонорий I (625 – 638 гг.) разделял монофелитские убеждения. Как еретик он был осуждён VI Вселенским Собором (681 г.). Впоследствии Римская Церковь пыталась ослабить значение этого осуждения, но убедительных аргументов найдено не было.
v Папа Иннокентий III (XII в.) официально заявил, что все требования книги Второзакония обязательны для исполнения христианами, поскольку Христианская Церковь есть вторая Церковь после первой, ветхозаветной.
v При папе Сиксте V (XVI в.) вышел в свет исправленный перевод Библии на латинском языке. В предисловии к этому изданию данный текст, в который впоследствии было внесено более двух тысяч исправлений, «под угрозой отлучения от Церкви объявлялся окончательным и неименным» [3, с.74]. Папой Климентом VIII издание Сикста было уничтожено, но предесловие к нему сохранено в следующем. «Получается, что оба папы санкционировали два разных текста, причем второй попал под прямую анафему первого» [3, с.75].
v Под анафему, провозглашенную в Силлабусе, изданном папой Пием IX в 1869 г. попадает мнение, с середины XX в. входящее в официальную доктрину Римо-Католической Церкви, что Церковь должна поддерживать свободу совести.
Нужно отметить, что католики обходят выше перечисленные факты, утверждая, что то или иное паское заблуждение, не признаваемое ныне, является его “частным” заблуждением. Сами папы обычно не пользуются правом вероопределения ex cathedra, оставляя свободу истолкования и, если надо, опровержения своим преемникам. Получается, что мнение умершего папы в изменившейся исторической ситуации можно истолковать, как частное и ошибочное.
1. Прот. Н.Тихомиров. Курс сравнительного богословия. РДС, Рига, 1997.
2. Васечко В.Н. Сравнительное богословие. Курс лекций. ПСТБИ, М., 2000.
3. Огицкий Д.П. свящ. Максим Козлов. Православие и западное христианство. Учебное пособие. МДА, “Отчий дом”, М., 1995.
Оценка – 4-.
Вопросы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.