В 1649 г. в Москву приехал патр. Иерусалимский Паисий, который очень заинтересовался делом исправления книг и во многом находил неверными русские обряды, поскольку они отличались от греческих. Под влиянием общения с гостем возник план посылки Арсения Суханова на Восток за книгами. Позже Патриарх решает отправить в Москву побольше знающих церковно-славянский язык греков для работы с книгами и обучения русских греческому языку.
В 1650 г. была отпечатана по древнейшим пергаментным спискам т.наз. Рязанской редакции Кормчая книга, но через два года она была пересмотрена и издана с некоторыми дополнениями и изменениями уже при патр. Никоне.
Можно сказать, что предшественниками патр. Никона больше делалось для издания книг, нежели для их уточнения и исправления.
Особо важную роль в деле исправления книг и обрядов сыграл патр. Никон, поэтому стоит уделить его личности особое внимание. Никита родился в 1605 г. в крестьянской семье в Нижегородской области. Он рано лишился матери и от мачехи терпел много горя. Юношей он нашёл силы и возможность выучиться грамоте. Его энергия и таланты не позволяли ему долго оставаться в родной ему среде. Некоторое время он проводит в Макарьевском Желтоводском монастыре, но по просьбе родственников возвращается и женится. В двадцатилетнем возрасте он уже стал священником, причём настолько заметным своими достоинствами, что приезжавшие на нижегородскую ярмарку купцы уговорили его перейти в Мосвку.
Прожив десять лет с супругой и потеряв всех детей, он, уговорив её уйти в один и столичных монастырей, сам уходит в пустынный Анзерский скит на Белое море, затем в Кожеезерскую обитель. Слава его иноческих подвигов достигла столицы и когда в 1646 г. он прибыл в Москву, то оказал неизгладимое впечатление на юного и религиозного царя Алексея Михайловича (1645 – 1676), по желанию которого Никон был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря. В 1648 г. Никон был посвящен в митрополита Новгородского. В июле 1652 г. Никон многократно отказывался от поставления в Патриарха Московского до тех пор, пока царь и бояре не дали особое обещание слушаться его во всём, «как пастыреначальника и отца крайнейшего» [3, с.190]. Для Никона очень важно было «получить полную и неограниченную власть в Церкви и он хотел вырвать от царя и Собора право бесконтрольно, без вмешательства духовенства и правящего класса бояр и дворян проводить те реформы, которые он уже наметил» [3, с.188]. С.М. Соловьёв в следующих словах характеризует патриарха: «с ясным умом Никон не соединял образования,.. с необыкновенной энергией Никон не соединял вовсе благодушия, снисходительности, не умел вносить в отношения к людям теплоты и мягкости, примиряющих с превосходством человека, с его влиянием. Он был властолюбив и тем более неприятно давал чувствовать своё властолюбие, что был жесток и вспыльчив,.. не умел обращать внимание на то, что говорил и делал» [4, с. 204].
В основном стремления патриарха Никона были направлены к усилению духовной власти по отношению к светской и дело книжной справы, начатое его предшественниками, несмотря на те результаты, которые оно принесло, отнюдь не было для него основным. Но он задумывался о возвышении России, как православного царства во всём мире, «а для этого необходимо уровняться с греками в обряде и чине. Следовательно, и поправлять книги и обряды надо не по древним славянским, а по греческим текстам, и именно нынешним» [2, с.148]. А.В. Карташев отмечает, что внимание патр. Никона привлекли некоторые выражения Деяний Константинопольского Собора 1593 г., окончательно утверждавшего русское патриаршество, которыми «русский Патриарх обязывался быть согласным во всём с восточными собратьями и ради этого изглаждать всякие разногласия» [2, с.151]. Но всё-таки и этот подход не был новым для времени патр. Никона, ибо уже при патр. Иосифе вызванные из Киева справщики начали работу с греческими образцами.
К 1650 г. наиболее известными справщиками были иером. Иосиф Наседка (бывший протопоп Иван) и протопоп Черниговского собора Михаил Рогов. Возглавлял их прот. Иван Ванифатьев и его друзья – протопоп московского Казанского собора Иван Неронов (1591 – 1670) и прот. Аввакум (1620 – 1682).
В 1653 г. Арсений Суханов вернулся из своей второй поездки на православный Восток, откуда он привёз около пятисот книг. Около пятидесяти книг было прислано на Русь с Афона и около двухсот прислали в Москву восточные патриархи. С начала 1654 г. патр. Никон берёт печатный двор в своё подчинение и лично назначает справщиков. К его сотрудникам добавились тогда иеромонах Епифаний Славинецкий, его ученик иеродиакон Евфимий, знавший греческий, латинский, еврейский и польский языки, Иван Озеров, ученик Киевской Академии и Арсений Грек.
Ошибочность исправления книг по греческим образцам состояла в том, что за основу были взяты современные, изданные в странах Запада книги. Но, как следует из предисловий печатных изданий того периода, каждый перевод сравнивался и с древними греческими рукописями. Недостаток заключался в том, что так и не был выработан критерий, по которому эти рукописи отбирались и в каждом отдельном случае взятые книги производили различные впечатления на переводчиков и справщиков, или делались разные, кажущиеся им правильными в тот момент, выводы. Отсюда в нескольких изданиях одной и той же книги могли содержаться различные указания по одному и тому же вопросу, что кроме разногласий и смущения ничего на приходах не вызывало.
По повелению вдохновлённого идеей исправления книг, а, следовательно, и обрядов по греческому образцу патр. Никона из изданий Псалтири 1652 – 1653 гг. было опущено две статьи: о двуперстном сложении крестного знамения и о шестнадцати земных поклонах на молитву «Господи и Владыко живота моего». Это вызвало протест справщиков и двое из них – Иосиф и Савватий – оставили работу. Перед Великим Постом 1653 г. патр. Никон издаёт «Память» следующего содержания: «По преданию Св. Апостол не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны. Еще и тремя бы персты есте крестилися» [2, с.151]. Этим задет был самый употребительный и близкий каждому верующему человеку образ перстосложения. Друзья и соратники патр. Никона – протопопы Иван Неронов, Аввакум Юрьевский и др. – расценили этот краткий и ничем для них не мотивированный указ, как объявление войны. На стороне реформ Патриарха был Стефан Ванифатьев, но его посредничество не смогло примирить противоположные точки зрения. Так был заложен фундамент раскола.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.