К вопросу об инклюзивизме индийских религий и эксклюзивизме христианства

Страницы работы

Содержание работы

1.  Насколько открыт индуизм (статья) // Православная беседа. Духовно-просветительский журнал. 1998. N 4. С.42-44. (0,5 п.л.)

2.  К вопросу об инклюзивизме индийских религий и эсклюзивизме христианства (статья)// Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ. Материалы 1998 г. М., ПСТБИ, 1998. С. 52-55. (0,5 п.л.)

Е.Н.Аникеева

К ВОПРОСУ ОБ ИНКЛЮЗИВИЗМЕ ИНДИЙСКИХ РЕЛИГИЙ И ЭКСКЛЮЗИВИЗМЕ ХРИСТИАНСТВА.

Бытует мнение в околонаучных кругах, что индийские религии являются религиями толерантными, мирными по отношению к иным религиям и культам и что христианство в противоположность этому - религия нетерпимая, догматичная, “негибкая”. Следует разобраться с правильностью данной оценки через привлечение таких устоявшихся понятий, как инклюзивизм и эксклюзивизм.

Инклюзивизм - это способность одной религиозной традиции включать в себя и приспосабливать к себе инородные мифы, культы и даже божества других религий. Эксклюзивизм - обратная инклюзивизму тенденция, направленная на исключение из своей религии вторгающихся в нее инородных и чуждых ей элементов ради сохранения в чистоте определенных принципов своей веры. Логически следует предположить, что тотального инклюзивизма, как и тотального эксклюзивизма быть не может, ибо та религия, которая способна включить в себя абсолютно все, чуждое ей, перестанет быть самой собой, а, напротив, иная религия, которая отторгает от себя абсолютно все внешнее, вообще не сможет существовать ни в одной форме культуры. Опять же чисто логически можно утверждать, что инклюзивизм возможен  только в том случае, если абсорбируемые элементы не нарушают и не затрагивают основ данной религии. Напротив, явление эксклюзивизма в некоторой религии означает наличие опасности того, что внешние факторы могут повредить и существенно исказить  фундаментальные принципы этой религии. Таким образом, как инклюзивистские, так и эксклюзивистские религии оставляют свои первоначальные основы незыблемыми, - если ставить пока вопрос абстрактно. Обратимся теперь к истории конкретного применения терминов “инклюзивизм” и “эксклюзивизм” к тем или иным религиям.  

Ïîíÿòèå “èíêëþçèâèçì” áûëî ââåäåíî êðóïíåéøèì ñîâðåìåííûì íåìåöêèì èíäîëîãîì Ïàóëåì Õàêåðîì êàê õàðàêòåðèñòèêà èíäóèñòñêîé ðåëèãèè.[1] Èíäóèçì íà âñåì ïðîòÿæåíèè åãî ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ ÿâëÿëñÿ è ÿâëÿåòñÿ îòêðûòîé ê äðóãèì ðåëèãèÿì ñèñòåìîé êàê â îòíîøåíèè ðàçëè÷íûõ áîæåñòâåííûõ ïåðñîíàæåé, òàê è â îòíîøåíèè ðàçëè÷íûõ òåóðãè÷åñêèõ, êóëüòîâûõ ôîðì. Èíêëþçèâèñòñêàÿ îñîáåííîñòü èíäóèçìà ðàçâèòà äî òàêèõ ïðåäåëîâ, ÷òî äàííàÿ ðåëèãèÿ èìååò ... 3 333 áîãà, à åñëè ëó÷øå ãîâîðèòü - áåñêîíå÷íîå ÷èñëî áîãîâ, ïîñêîëüêó âûñ÷èòàòü èõ òî÷íîå êîëè÷åñòâî äàæå â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ íå ïðåäñòàâëÿåòñÿ âîçìîæíûì. Îäíàêî ïîäîáíàÿ øèðîòà, “âñåîõâàòíîñòü” èíäóèçìà, - êàê,

впрочем, и других традиционных индийских религий: буддизма и джайнизма, - простирается только на тех богов и на такие культы, которые не затрагивают внутренних и существенных основ индийских религий, о чем будет сказано ниже.

Понятие “эксклюзивизм” появилось в религиоведении для обозначения того, что определенная религия, как правило, религия монотеистическая содержит уникальную истину, и спасение возможно только посредством нее. Эксклюзивистской религии поэтому чужда и противоестественна тенденция включать в себя иных богов и иные культы. Понятие “эксклюзивизм” применяется наиболее широко, прежде всего, к христианству вследствие его строгого монотеизма. Об этом говорят наиболее яркие речения Ветхого и Нового Заветов: “Я Господь Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим” (Исх.20.1-2); “Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ин.14.6); “ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян.4.12); “ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос” (1 Тим.2.5). Вопрос об эксклюзивизме христианства и более широкий вопрос о религиозном плюрализме исследовался христианским ученым, живущим в Токио, Гарольдом Нетландом.1

Очевидно, что оппозиция “инклюзивизм индийских религий - эксклюзивизм христианства” коренится в противоположности “политеизм - монотеизм”: индийские религии, исповедующие политеизм хотя бы на популярном, культовом уровне, не только не страдают от привнесения в них извне иных богов, но даже обогащаются через это; напротив, христианство рассматривает иные языческие культы как запретное и преступное идолопоклонство. Однако наиболее значимыми философско-религиоведческими вопросами при рассмотрении данной оппозиции, на наш взгляд, являются: во-первых, вопрос о границах культового “релятивизма” политеистических индийских религий, которому подвергнуты здесь божественные персонажи; почему их смена не затрагивает фундаментальных парадигм этих религий? Во-вторых, не имеет ли оппозиция “инклюзивизм индийских религий - эксклюзивизм христианства” более глубокие онтологические основания, нежели разница их в чисто количественном отношении: “индийское многобожие - христианское единобожие”? Какое качественное различие стоит за этой количественной разницей?

Теперь необходимо перейти к основным парадигмам индийского религиозного сознания. Многими исследователями признается, что ею является принцип освобождения (мокша либо нирвана) от земных перевоплощений (сансара), совершающихся по закону кармы.2 В индуизме принцип освобождения пантеистически отождествляется с верховным Богом - либо Вишну, либо Шивой, либо Брахманом. В буддизме же (за исключением некоторых махаянистских доктрин) и в джайнизме отрицается вообще принцип верховного Бога, хотя признается существование низших богов и небожителей, - отсюда и проистекает политеизм буддизма и джайнизма, - а центральным звеном и высшей целью в этих вероучениях считается нирвана как освобождение от сансарного круга перерождений. В буддизме и джайнизме имеется большой и довольно развитый пантеон: многие из богов при этом являются общими для всех трех традиционных индийских религий; между ними происходит как бы взаимообмен богами. Новые боги и культы, усваиваемые в индийских религиях, занимают подобающее им место в высших - небесных - сферах, но сферах мира посюстороннего, и пребывание их в райских обителях не разрывает сансарной цепи, но даже предполагает возможность их падения в низшие сферы посюстороннего мира, если данные боги слишком быстро “прожгли” свою положительную карму. В “Бхагавадгите”, авторитетнейшем памятнике индуизма, говорится об этом так: “Знатоки трех Вед...жертвы жертвуют,  сому вкушают, грех изгладив, в божественный шествуют мир, там богов обретая услады. Насладившись великим миром небес, они входят в мир смертных, заслуги истратив.“ [2]“Политеистический рай”, таким образом, - еще не последняя и не высшая сфера и цель в индийских религиях.

Похожие материалы

Информация о работе