1-ая подготовительная,
Мытаря и фарисея.
2-ая о блудном сыне.
3-я о Страшном суде или мясопустная.
4-ая сыропустная или прощённое воскресенье.
1-ая поста - Торжество Православия.
2-ая - память свт. Григория Паламы.
3-я - Крестопоклонная.
4-ая - Иоанна Лествичника.
5-ая - Марии Египетской.
6-ая - Воскрешение Лазаря.
7-ая - Страстная.
13.11.96
_Тема:_ Продолжение.
В Псалтири есть ещё Часослов, месяцеслов, семиднев (службы на каждый день седмицы) и каноник.
Первая часть.
*Параклисис.
- монебный канон ко Пресвятой Богородице "К Богородице прилежно ныне припадем..." Он читается тогда, когда в Минее нет канона Богородице наряду, а канон читать нужно.
*Ороло'гион - Часослов.
Изобразительные часы - изображают литургию. Монах в пустыне не мог служить литургию, поэтому он читал изобразительные часы и причащался запасными дарами.
*Полунощница служится после 12-ти часов ночи.
Есть вседневная полунощница, субботняя и воскресная. Это монашеские службы (?)
*Утреня имеет 2 варианта начала:
1.Когда утреня соединяется с вечерней, она имеет обычного начала, а сразу начинается с шестопсалмия.
2. Когда утреня имеет обычное начало, т.е. служится отдельно. Она начинается с 2-х ктиторских псалмов - 19-го и 20-го. Всегда, когда читаются эти псалмы, священник (и никто более) совершает полное каждение. После тропарей - малая сугубая ектения, состоит из 4-х прошений.
Священник перед престолом изображает кадилом знак креста во время произнесения слов: "Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков". (крест делается на словах "Слава Святей" (вверх), "и Единосущней" (вниз), "и Животворящей" (влево), "и Нераздельней Троице" (вправо), на словах "Всегда, ныне..." кадит трижды переднюю сторону престола.
*Далее шестопсалмие.
*Мирная ектения (читает диакон).
*Бог Господь со стихами. Диакон повернувшись к иконе Богородицы (?) говорит: "Бог Господь..." Хор: "Бог Господь...", Диакон далее 1-е прошение и хор поёт на каждое прошение "Бог Господь..." "Бог Господь..." поётся на глас 1-го тропаря. Хор поёт _четыре_ раза "Бог Господь..." Не всегда поётся "Бог Господь..." В Великий пост на 1-й седмице вместо "Бог Господь..." поётся "Аллилуиа" Тогда диакон соединяет "Аллилуиа" (3) с 1-ым стихом. Хор: "Аллилуиа" (3), Диакон 2-й стих, хор: "Аллилуиа" (3) и т.д. Т.е. главное: хор и диакон молятся _по очереди_. Если поётся "Аллилуиа", то читают троичные тропари после "Аллилуиа" на свой глас. В этих тропарях чтец читает только до слов "Свят, Свят, Свят" и т.д. Далее хор допевает эти слова и конец их смотрит на стр. 48 (т.е. ранее тропарей в Псалтири).
*Техника чтения Евангелия.
Евангелие читается с более высоких нот, чем Апостол и повышение голоса делается меньше.
- Если одно Евангелие, то голосом вверх.
- Если 2, то первое голосом вниз, а второе - вверх.
- Если 3, то первое и второе соединяются и не выделяются голосом, после 2-го - голосом вверх; после 3-го - вверх.
Голосом вверх Голосом вниз
_Тема:_ Апостол.
"Соборнаго послания Петрова (Иаковля, Иудина, Иоаннова) чтение".
"К римляном (ко ефесеем, к галатом, к филиписсием, к колосаем, к солуняном, к Тимофею, к Титу, к Филимону, ко евреем) послания святаго апостола Павла чтение".
_Диакон_: Премудрость.
_Чтец_: Деяний святых апостол чтение.
_Диакон:_ Вонмем.
_Чтец_: читает зачало.
_Свящ.:_ Мир ти.
_Чтец:_ И духови твоему.
_Диакон:_ Премудрость (можно пропустить).
_Чтец:_ Аллилуиа (3).
_Хор:_ Аллилуиа (3).
_Чтец:_ 1-й стих аллилуария.
_Хор:_ Аллилуиа (3).
_Чтец:_ 2-й стих аллилуария.
_Хор:_ Аллилуиа (3).
*Начало чтения.
Диакон: Вонмем.
Свящ.: Мир всем.
Чтец: И духови твоему.
Диакон: Премудрость.
Чтец: Прокимер глас... читает прокимен.
Хор: Прокимен.
*Правило несения апостола и Евангелия.
Апостол читается под амвоном, а не посреди храма (посреди храма читается только Ветхий Завет). Евангелие читается на амвоне.
*Чтение.
Прокимен читается на ноту "до" если тенор, "соль" если баритон или бас.
"Братие... (пауза)... чтение Апостола". Постепенно повышаем голос. Концовка должна быть мощная за счёт расширения диафрагмы и поджатия живота. Конец вверх, как и в Евангелии.
_Тема:_ Минея.
"Мин" - греч. - "месяц".
За богослужением употребляются 4 минеи:
1.Месячная.
2.Общая.
3.Праздничная.
4.Дополнительная.
*Минея месячная. Содержит службы неподвижным праздникам начиная с сентября месяца. Существует 12 месячных миней по числу месяцев. Хотя некоторые месяцы разделены на тома. Под каждым числом имеется несколько служб. Первыми поставлены службы греческим святым, а затем русским святым и иконам.
*Если греческий святой небольшой, то лучше служить службу русскому святому.
В конце минии имеются 4 приложения, в которых находятся богородичны по стихирам и тропарям.
В новых минеях приложения только в конце сентябрьской минеи.
В 1-м приложении находятся богородичны _по стихирам_, котрые поются в службах с красным знаком (со славословием и выше).
Во 2-м приложении находятся богородичны _по стихирам_, которые поются на службах шестеричных и без знака (с чёрным знаком).
Когда есть "слава" святому в минее, то поются по гласу "славы" и по дню.
В 3-м приложении находятся богородичны по _тропарям_ на службах с красным знаком.
В 4-м приложении находятся богородичны по _тропарям_ на службах с чёрным знаком, которые поются по гласу тропаря и по дню.
*Общая Минея.
Содержит общие службы святым. Употребляется, когда в месячной минее нет соответствующей службы. Т.е. в минее - простая служба, а нам нужно служить полиелей или бдение. Например, престольный праздник. Тогда недостающие песнопения берём из общей минии по чину святого. (мученик > значит служба мученику и т.д.). Муч. Татиане, Вере, Надежде и Любови в минее - простая служба, а на практике всегда служат полиелей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.