История церковного устава. Храм и его различные названия. Места богослужения христиан в первые III века. Западная архитектура. Храм и его внутренне устройство, страница 7

1-ая подготовительная,

Мытаря и фарисея.

2-ая о блудном сыне.

3-я о Страшном суде или мясопустная.

4-ая сыропустная или прощённое воскресенье.

1-ая поста - Торжество Православия.

2-ая - память свт. Григория Паламы.

3-я - Крестопоклонная.

4-ая - Иоанна Лествичника.

5-ая - Марии Египетской.

6-ая - Воскрешение Лазаря.

7-ая - Страстная.

13.11.96

_Тема:_ Продолжение.

В Псалтири есть ещё Часослов, месяцеслов, семиднев (службы на каждый день седмицы) и каноник.

Первая часть.

*Параклисис.

- монебный канон ко Пресвятой Богородице "К Богородице прилежно ныне припадем..." Он читается тогда, когда в Минее нет канона Богородице наряду, а канон читать нужно.

*Ороло'гион - Часослов.

Изобразительные часы - изображают литургию. Монах в пустыне не мог служить литургию, поэтому он читал изобразительные часы и причащался запасными дарами.

*Полунощница служится после 12-ти часов ночи.

Есть вседневная полунощница, субботняя и воскресная. Это монашеские службы (?)

*Утреня имеет 2 варианта начала:

1.Когда утреня соединяется с вечерней, она имеет обычного начала, а сразу начинается с шестопсалмия.

2. Когда утреня имеет обычное начало, т.е. служится отдельно. Она начинается с 2-х ктиторских псалмов - 19-го и 20-го. Всегда, когда читаются эти псалмы, священник (и никто более) совершает полное каждение. После тропарей - малая сугубая ектения, состоит из 4-х прошений.

Священник перед престолом изображает кадилом знак креста во время произнесения слов: "Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков". (крест делается на словах "Слава Святей" (вверх), "и Единосущней" (вниз), "и Животворящей" (влево), "и Нераздельней Троице" (вправо), на словах "Всегда, ныне..." кадит трижды переднюю сторону престола.

*Далее шестопсалмие.

*Мирная ектения (читает диакон).

*Бог Господь со стихами. Диакон повернувшись к иконе Богородицы (?) говорит: "Бог Господь..." Хор: "Бог Господь...", Диакон далее 1-е прошение и хор поёт на каждое прошение "Бог Господь..." "Бог Господь..." поётся на глас 1-го тропаря. Хор поёт _четыре_ раза "Бог Господь..." Не всегда поётся "Бог Господь..." В Великий пост на 1-й седмице вместо "Бог Господь..." поётся "Аллилуиа" Тогда диакон соединяет "Аллилуиа" (3) с 1-ым стихом. Хор: "Аллилуиа" (3), Диакон 2-й стих, хор: "Аллилуиа" (3) и т.д. Т.е. главное: хор и диакон молятся _по очереди_. Если поётся "Аллилуиа", то читают троичные тропари после "Аллилуиа" на свой глас. В этих тропарях чтец читает только до слов "Свят, Свят, Свят" и т.д. Далее хор допевает эти слова и конец их смотрит на стр. 48 (т.е. ранее тропарей в Псалтири).

*Техника чтения Евангелия.

Евангелие читается с более высоких нот, чем Апостол и повышение голоса делается меньше.

- Если одно Евангелие, то голосом вверх.

- Если 2, то первое голосом вниз, а второе - вверх.

- Если 3, то первое и второе соединяются и не выделяются голосом, после 2-го - голосом вверх; после 3-го - вверх.

Голосом вверх  Голосом вниз

_Тема:_ Апостол.

"Соборнаго послания Петрова (Иаковля, Иудина, Иоаннова) чтение".

"К римляном (ко ефесеем, к галатом, к филиписсием, к колосаем, к солуняном, к Тимофею, к Титу, к Филимону, ко евреем) послания святаго апостола Павла чтение".

_Диакон_: Премудрость.

_Чтец_: Деяний святых апостол чтение.

_Диакон:_ Вонмем.

_Чтец_: читает зачало.

_Свящ.:_ Мир ти.

_Чтец:_ И духови твоему.

_Диакон:_ Премудрость (можно пропустить).

_Чтец:_ Аллилуиа (3).

_Хор:_ Аллилуиа (3).

_Чтец:_ 1-й стих аллилуария.

_Хор:_ Аллилуиа (3).

_Чтец:_ 2-й стих аллилуария.

_Хор:_ Аллилуиа (3).

*Начало чтения.

Диакон: Вонмем.

Свящ.: Мир всем.

Чтец: И духови твоему.

Диакон: Премудрость.

Чтец: Прокимер глас... читает прокимен.

Хор: Прокимен.

*Правило несения апостола и Евангелия.

 Апостол читается под амвоном, а не посреди храма (посреди храма читается только Ветхий Завет). Евангелие читается на амвоне.

*Чтение.

Прокимен читается на ноту "до" если тенор, "соль" если баритон или бас.

"Братие... (пауза)... чтение Апостола". Постепенно повышаем голос. Концовка должна быть мощная за счёт расширения диафрагмы и поджатия живота. Конец вверх, как и в Евангелии.

_Тема:_ Минея.

"Мин" - греч. - "месяц".

За богослужением употребляются 4 минеи:

1.Месячная.

2.Общая.

3.Праздничная.

4.Дополнительная.

*Минея месячная. Содержит службы неподвижным праздникам начиная с сентября месяца. Существует 12 месячных миней по числу месяцев. Хотя некоторые месяцы разделены на тома. Под каждым числом имеется несколько служб. Первыми поставлены службы греческим святым, а затем русским святым и иконам.

*Если греческий святой небольшой, то лучше служить службу русскому святому.

В конце минии имеются 4 приложения, в которых находятся богородичны по стихирам и тропарям.

В новых минеях приложения только в конце сентябрьской минеи.

В 1-м приложении находятся богородичны _по стихирам_, котрые поются в службах с красным знаком (со славословием и выше).

Во 2-м приложении находятся богородичны _по стихирам_, которые поются на службах шестеричных и без знака (с чёрным знаком).

Когда есть "слава" святому в минее, то поются по гласу "славы" и по дню.

В 3-м приложении находятся богородичны по _тропарям_ на службах с красным знаком.

В 4-м приложении находятся богородичны по _тропарям_ на службах с чёрным знаком, которые поются по гласу тропаря и по дню.

*Общая Минея.

Содержит общие службы святым. Употребляется, когда в месячной минее нет соответствующей службы. Т.е. в минее - простая служба, а нам нужно служить полиелей или бдение. Например, престольный праздник. Тогда недостающие песнопения берём из общей минии по чину святого. (мученик > значит служба мученику и т.д.). Муч. Татиане, Вере, Надежде и Любови в минее - простая служба, а на практике всегда служат полиелей.