История церковного устава. Храм и его различные названия. Места богослужения христиан в первые III века. Западная архитектура. Храм и его внутренне устройство, страница 2

*Символика многокупльных храмов

3 купола - Троица.

5 куполов - Христос и четыре евангелиста.

13 куполов - Христос и 12 апостолов.

1 купол - единство Бога.

2 купола - два естества Христа.

23.09.96

_Тема:_ Храм и его внутренне устройство.

Книга правил. С толкованиями митрополита Никодима (Милоша).

_1 часть_: Притвор. Притвор есть внешний - площадка возле входа в храм и притвор внутренний, который отделен от храма колоннами или западными дверями. Во внутреннем притворе в древности совершалась лития, обручения, панихиды и вкушалась пища, т.е. требы исполнялись в притворе, а таинства - в средней части храма. В притворе находились и мусульмане и язычники, и оглашенные, и отлучённые. На паперти стояли кающиеся 1-го класса - плачущие. В притворе - 2-го класса, слушающие. В начале средней части храма - 3-й класс, припадающие. И вместе с верными - купностоящие. (См. 12 правило Григория Неокесарийского).

I._Плач_ бывает вне врат молитвенного храма, где стоит согрешивший и просит входящих верующих помолиться о нём.

II._Слушание_ бывает внутри врат в притворе, где грешник должен стоять до моления об оглашенных и тогда выходить, потому что правило глаголет: "слушав писание и учение да выйдет не сподобившись молитвы".

III.Чин _припадающих_ - это когда кающийся стоял внутри храма и исходил вместе с оглашенными.

IV.Чин _купностоящих_ - они причащались с верными - это когда кающийся стоит купно с верными и не выходит с оглашенными. _Конечное_ же есть - причастие Святых Тайн.

_Нельзя_ исповедывать во время литургии. Это порочная практика Русской Православной Церкви.

Плачущие - это как правило, убийцы. Это убийство вообще, кроме убийства на войне, включая аборты. Епитимия за намеренное убийство - 20 лет, за аборт - 10 лет.

Епитимия - это духовное врачество, соответствующее духовному недугу. Убийство ненамеренное - 15 лет и более. Невольный убийца _не достоин_ священнической благодати. P.S. Священнику лучше не ездить самому на машине, а иметь водителя. ГАИ - это закон для архиерея. Если они признают виновным священника, то с него снимут сан.

"Не остающегося на молитве в храме до конца лишать церковного общения".

Апостольские правила.

"Священника, обичённого в блудодеянии извергают из сана".

"Убиение врагов на войне и законно и достойно похвалы, но ни епископ, ни священник, ни диакон, ни монах, никто из принадлежащих к клиру не должны упражняться в этом" (воинском деле).

"Ношение оружия священнику запрещено".

"Священнику нельзя убивать ни животных, ни людей" (кроме рыбы).

24.09.96

"Иконостас" от греч. "икону ставить". Икона - образ. Стасис - ставить.

*Иконостас*

Всего может быть не более 5-ти ярусов иконостаса.

1 ярус: Выше изображён..

2 ярус: 12 праздников.

3 ярус: Апостольский.

Деисусный.

4 ярус: Пророки ВЗ. Посредине икона Богородицы с младенцем.

5 ярус: Справа - праотцы ВЗ, а слева - святители НЗ.

Вверху крест.

Тайная вечеря:  Апостолы возлежали, (а не сидели) на левом боку, чтобы правой рукой есть (см. Талмуд «О Пасхе»).

*Алтарь*

От лат. "алтаара" - возвышенный жертвенник. Мирянам не разрешено входить в алтарь. Нельзя входить двоежёнцам, женщинам. Можно же входить монахиням после 65 лет возраста, старым девам, которым более 70 лет или вдовам того же возраста. Но главное, чтобы она была скромной и благочестивой. Необходимо одеть её в чёрное, а не в мирскую одежду. Замужняя в алтарь входить не может.

Войдя в алтарь в воскресный день, делают три поясных поклона и поклон настоятелю. В будний день - земные поклоны.

Престол должен быть четырёхконечный и высотой - 1 метр. Не обязательно квадратный. _Это канон_

При освящении престола архиереем под престол закладывают святые мощи.

*Одежда* (престола).

1. Срачи'ца. Из льняной ткани. Никогда не снимается и не стирается.

2. Индития. Она снимается и меняется по цвету праздников.

3. Антиминс на престоле. Антиминс - вместо престола.

   *На неосвящённых престолах рукополагать нельзя. На антиминсе изображено положение во гроб Спасителя. Обязательно на обратной стороне - мощи и _обязательно_ подпись епископа.

Купольный потолок над престолом называется сень или балдахин.

На престоле - дарохранительница, крест, Евангелие, светильник (лампада).

За престолом - семисвечник.

*Если есть сопрестолие, то икона должна быть такая: Спаситель, сидящий на троне в архиерейском облачении, и вокруг стоят апостолы. _Это канон!_

*Евхаристические сосуды*

1. Дискос ("глубокое блюдо" - греч.). Он нужен для Агнца. Символизирует ясли.

2. Чаша. Пот'ир ("потирион" - "чаша для питья" - греч.).

3. Звездица. Символизирует вифлеемскую звезду.

4. Копие. Должно иметь на рукоятке крест как и лжица (на конце рукоятки).

5. Покровцы.

6. Два блюдца.

7. Воздух. Символизирует землятересение или веяние Святого Духа.

25.09.96.

_Тема:_

Рипиды (опахала) в древней Церкви использовались для отгнания насекомых. Должны по правилам стоять за жертвенником.

_Тема:_ Церковная утварь.

Кануник, аналои, ковшики, литийный сосуд, чаша для освящения воды, дикирий и трикирий, купель для крещения, лампады, паникадило и т.д., кроме икон.

_Тема:_ Употребление колоколен при храме и их происхождение.

*Происхождение колоколен.

Вначале колокол использовался для созыва братии на богослужения. Но ещё ранее на Руси для этой цели использовали би'ла (деревянный или металлический цилиндр) и клепа'ло, которым били по билу.

Колокола пришли в Грецию и Русь с запада. Они назывались кампа'нами по названию местности Кампани. Там они появились в V в. На Русь колокола пришли в XI в. в Софии новгородской. С XV в. на Руси стали отливать большие колокола. Первоначально на Руси появились звонницы такой формы:

С XVI в. появляются у нас шатровые колокольни.

*Кладбища.

С IV в. выделяются христианские кладбища. С VI в. образуются монастырские кладбища. С 1918 г. кладбища переходят во владение государства.

*Часовни.