При закрытых царских вратах и завесе духовенство в алтаре тихо начинает петь стихиру «Воскресение Твое Христе Спасе…» Второй раз её же, но уже громче и третий раз – велегласно. Включают свет в храме, открываются царские врата и начинается крестный ход. После выхода все идут налево. Храм должен остаться пустым, т.к. он изображает пустой гроб Христов. Примерно в 2400 крестный ход должен прийти на паперть храма. Там совершается каждение. Диакон отдаёт кадило священнику и священник возглашает: «Слава Святей…» - возглас утрени. Хор: «Аминь». Духовенство: «Христос Воскресе…» трижды, потом хор: «Христос Воскресе…» трижды. Затем духовенство поёт стихи Пасхи: «Да воскреснет Бог…», после которых хор: «Христос Воскресе…» один раз (после каждого стиха). Потом «Слава, и ныне», духовенство: «Христос Воскресе…» до половины, хор оканчивает. Священник открывает двери храма (гроба Господня) и входит в храм, приветствуя молящихся: «Христос Воскресе!» и входит в алтарь. Диакон остаётся на солее со свечой в руках, произносит мирную ектению. После ектении – пасхальный канон – шедевр Иоанна Дамаскина. Особенность канона в том, что он весь поётся. После каждой песни – малая ектения, катавасия, каждение священниками попеременно алтаря и иконостаса, христосование с народом и заключительное пение Христос Воскресе трижды. После канона 3 раза поют эксапостиларий «Плотию уснув…» И сразу «Всякое дыхание…» на 1 глас. Стихиры на хвалитех, потом стихиры Пасхи. По «Слава, и ныне» при словах «Друг друга обымем…» духовенство приветствует друг друга в алтаре. Потом читают огласительное слово свт. Иоанна Златоуста. После слова поют тропарь святителю Иоанну Златоусту. Потом две ектении ( сугубая и просительная) и отпуст с крестом и трисвечником. В отпуст входит весь тропарь Пасхи. Далее идут пасхальные часы, которые все поются. По уставу нужно последование пропевать три раза, вместо 1-го, 3-го и 6-го часов. На практике пропевают 1 раз или 2 раза. В 100 начинается ранняя пасхальная литургия.
P.S. Разговляться нужно очень осторожно. Рекомендуется выпить водки с солью. Раствор должен быть достаточно солёным.
После возгласа литургии (св. Иоанна Златоуста) тоже самое поётся, что и в начале утрени. На каждый стих священник кадит одну сторону престола. Потом мирная ектения и праздничные антифоны. После входного стиха поют «Христос Воскресе…» 1 раз, ипакои, «слава, и ныне», кондак «Аще и во гроб…» Вместо Трисвятого «Елицы…», Апостол 1-е зачало, Евангелие от Ин. 1-е зачало. Евангелие читают на разных языках и далее литургия идёт своим чином. Особенности: вместо «Достойно…» - задостойник: «Ангел вопияше…» и ирмос «Светися, светися…». Причастен: «Тело Христово…». Вместо «Благословен Грядый…», «Видехом свет истины…» - «Христос Воскресе…» - 1 раз. Вместо 33 псалма поём «Христос Воскресе…» много раз (на практике – 3 раза). Вместо «Слава Тебе Христе Боже…» перед отпустом духовенство поёт «Христос Воскресе…» до половины, а хор оканчивает и отпуст с крестом и трисвечником как на утрене.
Затем на практике после отпуста во время «Буди имя Господне…» читается молитва на освящение артоса (см. Служебник), т.к. в Триоди этой молитвы нет).
Потом освящают куличи. Всю неделю надо есть освящённые продукты.
Монахам не разрешают на Пасху мясо. На Пасху вечером (как правило на час раньше) совершают пасхальную вечерню, которую священник служит в полном облачении.
Р.S. Всю Пасху необходимо служить в белых одеждах. Красные одежды (цвет мучеников) неуместен и является недоразумением. (?)
Накануне вечерни поётся пасхальный 9-й час. После возгласа вечерни начало – как на утрене и литургии. Затем мирная ектения и «Господи, воззвах…» Каждый день Светлой седмицы имеет свой глас (день + 1, т.е., например, пн – 2 гл., Вт.- 3 гл.) Вход с Евангелием, «Свете Тихий…» великий прокимен и чтение Евангелия лицом к народу, сугубая и просительная ектении, стихира воскресная и далее стихиры Пасхи, Премудрость, Благослови, Утверди Боже, духовенство: «Христос Воскресе…» до половины, хор: до конца, царские врата не закрываются всю неделю.
19.03.97
Тема Особенности богослужений на Светлой седмице
На утрени к тропарям пасхального канона на «Славу, и ныне» добавляются богородичны прп. Феофана Начертанного, находящиеся перед каноном в неделю Жен мироносиц (стр. 65). Малая ектения на каноне – на своём месте. Огласительное слово не читается. Литургия – обычным порядком. Часы пасхальные – всю седмицу. Вечерня каждый день великая со входом и с кадилом. Евангелие не читается. Каждый день – новый великий прокимен. В пт. – иконы Б.М. «Живоносный Источник». После литургии всегда бывает малое освящение воды. В сб. после литургии – раздача артоса.
Особенности богослужения от Фоминой недели до отдания Пасхи
P.S. (к предыдущей теме): после литургии каждый день крестный ход на светлой седмице и каждое воскресенье до отдания Пасхи.
В начале каждой службы поётся или читается «Христос Воскресе…» 3 раза. В том числе и перед шестопсалмием. «Царю Небесный…» - не поётся и не читается до Пятидесятницы. На утрени в вс. 3 раза, а в будни 1 раз перед 50-м псалмом поётся «Воскресение Христово видевшее…», «Честнейшую…» не воётся во все воскресенья, а также в ср. 4-й седмицы (преполовение) и в ср. 5-й седмицы (отдание преполовения). В остальные седмичные дни поётся.
Неделя антипасхи – это неделя Фомина или неделя новая. Служба как господскому двунадесятому празднику. Многие песнопения Октоиха опускаются. Вместо «Богородице…» - тропарь праздника Антипасхи. И вместо «Бог Господь…» - тропарь праздника. На полиелее поётся величание Воскресшему Христу с избранным псалмом. Поется «От юности моея…». Канон читаем только антипасхе, а Пасхе – только катавасия.
Вечером на Антипасху совершается великая вечерня со входом и великим прокимном. Во Вт. Фоминой седмицы – Радоница. Служба русская, поэтому её нет в Триоди. По уставу нужно служить рядовую вечерню и утреню, а затем панихиду. После литургии также служим панихиду.
В недели мироносиц (3-я по Пасхе), расслабленного (4-ая), самарянки (5-ая) и о слепом (6-ая) гласы будут: номер недели минус единица.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.