История церковного устава. Храм и его различные названия. Места богослужения христиан в первые III века. Западная архитектура. Храм и его внутренне устройство, страница 11

*В Лазареву субботу разрешают вкушать икру.

Страстная седмица

Каждый день называется великим. Каждый день имеет свою тему, аналогию со Христом.

Понедельник

Воспоминают праведного Иосифа, проданного в рабство, проклятие бесплодной смоковницы (символизирующей израильский народ).

Вторник

Притча о 10 девах.

Среда

Прославляется жена грешница, помазавшая миром ноги Спасителя и этим приготовившая Его к погребению и осуждается сребролюбие и предательство Иуды.

В эти первые три дня совершаются службы с такими особенностями:

1.  Прочитывают всю псалтирь (за 3 дня).

2.  На утрени после «Аллилуиа» трижды поётся тропарь «Се жених грядет в полунощи…»

3.  Читается кафизма, а после кафизмы – Евангелие, повествующие о каждом дне этой седмицы.

4.  После Евангелия – 50 псалом. Потом молитва «Спаси Боже, люди Твоя…»

5.  В пн. и ср. – трипеснец, а во вт. – двупеснец.

6.  После канона и малой ектении трижды поётся светилен «Чертог Твой…»

7.  Утром совершаются часы 3-й, 6-й, 9-й на которых должно прочитываться всё Евангелие, но на практике начинают читать с седмицы Ваий.

8.  Первые три дня совершается литургия Преждеосвящённых Даров. В среду в конце литургии после «Буди имя Господне…» последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина.

Четверг

Воспоминается установление таинства Причастия, умовение ног, гефсиманская молитва до кровавого пота, предательство Иуды. В среду вечером совершается малое повечерие и утреня, на которой после «аллилуиа» трижды поётся тропарь «Егда славнии ученицы…» Сразу после тропарей читается Евангелие. Потом 50 псалом и полный канон великого Четверга. Молитвы «Спаси Боже…» нет. После 9-й песни канона идёт светилен, потом «Чертог Твой…» трижды и далее утреня своим порядком. В чт. утром совершаются 3,6 и 9-й часы, изобразительны, вечерня с литургией св. Василия Великого. Вместо Херувимской поют «Вечери Твоея тайныя…» Вместо «Достойно» - ирмос 9-й песни утреннего канона «Странствия Владычня…» Вместо причастна, а также во время причащения и вместо «Да исполнятся уста…» поётся «Вечери Твоея тайная…» В кафедральных соборах при архиерейском служении совершается чин умовения ног.

Пятница

Воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя. В четверг вечером совершается утреня, на которой читают 12 страстных Евангелий. В пятницу в 8 утра совершаются царские часы: 1,3,6,9-й и изобразительны. Литургии нет. Примерно в 14 или 15 часов совершается великая вечерня со входом с Евангелием и прокимном «Разделиша ризы…», в конце которой после «Ныне отпущаеши…» и Трисвятого при пении тропарей «Благообразный Иосиф…» и др. св. Плащаница выносится северными дверями на середину храма. Сразу бывает проповедь. После проповеди: диакон: «Премудрость», хор: «Благослови», священник: «Сый благословен…» и т.д. После отпуста читается канон «Плач Богородицы», который находится в Триоди на повечерии.

В великую Пятницу не разрешается вкушение пищи вообще, но по нашей немощи после выноса Плащаницы допускается.

Суббота

Воспоминается погребение Спасителя, пребывание телом в гробе и сошествием душой во ад, а также ведение разбойника в рай. Накануне, в пт. Вечером совершается утреня с чтением 17-й кафизмы с похвалами (погребальные стихи в честь Спасителя), разделённых на три статьи. После статьи сразу поётся «Ангельский собор…» Далее малая ектения, седален, 50 псалом и канон великой Субботы «Волною морскою». После великого славословия последнее «Святый Боже…» поётся похоронным напевом. Во время пения священник, облачённый во все одежды, берёт святую Плащаницу и обносит её вокруг храма. Священник идёт под Плащаницей с Евангелием на голове. Миряне обычно помогают ему. При возвращении в храм Плащаница оставляется на середине храма и на неё полагается Евангелие. Затем следует паремия о костях, Апостол и Евангелие. Потом сугубая просительная ектения и отпуст. После отпуста хор поёт стихиру «Приидите, ублажим Иосифа…» и первый час. В субботу утром совершается 3,6,9-й часы, изобразительны и вечерня в соединении с литургией св. Василия Великого. На «Господи, воззвах» поются стихиры воскресные 1-го гласа. После входа без прокимна читаются 15 паремий, во время которых в древности совершали крещение. Вместо трисвятого поют «Елицы…» После Апостола «аллилуиа» не поют, а трио поёт особые стихи «Воскресни Боже…» В это время духовенство переоблачается в светлые одежды. Вместо Херувимской – «Да молчит…», вместо «Достойно» - ирмос 9-й песни «Не рыдай Мене мати…» По заамвонной молитве – благословение хлебов в память древних христиан, которые ожидали Пасху не выходя из храма, слушая Апостол. Потом бывает благословение куличей.

18.03.97

Тема Триодь Цветная

Название своё получила, видимо, от недели Цветоносной (вербная), с которой она когда-то начиналась. В Греции эта книга называется «Пентикосторион» - «пятидесятница». Триодь начинается службой на св. Пасху. Накануне в Великую Субботу примерно в 20 часов начинается чтение книги Деяний. Примерно в 23-15 или позже совершается полунищница с тем, чтобы пасхальную утреню начать в 24 часа. После канона на полунощнице св. Плащаница уносится в алтарь и полагается на престоле до отдания Пасхи.  После канона на полунощнице св. Плащаница уносится в алтарь и полагается на престоле до отдания Пасхи. На ней же совершают евхаристию. После полунощницы начинается крестный ход, который символизирует шествие жён мироносиц ко гробу Спасителя. Весь свет в храме гасят. Настоятель берёт трисвечник, диакон – свечу и кадило, остальное духовенство – иконы и Евангелие и крестный ход строят так: 1. фонарь > 2. крест запрестольный > 3. хоругви > 4. священство и диаконы по старшинству > замыкает шествие настоятель.