Собственный капитал и обеспечение обязательств. Заемный капитал, страница 7

1)  Промежуточный ликвидационный баланс – составляется ликвидационной комиссией по окончанию срока, установленного для предъявления требований кредиторов

2)  Окончательный ликвидационный баланс составленный по окончанию всех расчетов с кредиторами.

Ликвидационную комиссию назначают так: в двух дневный срок после принятия решения о ликвидации , собственники или суд уведомляют государственного регистратора о назначении ликвидационной комиссии, принятии решения о ликвидации. Регистратор вносит в реестр запись, что юридическое лицо находиться в процессе прекращения деятельности. В трёх дневный срок после внесения записи в реестр, ликвидационная комиссия предоставляет в налоговую следующие документы:

·  Заявление о снятии с учета

·  Оригинал справки о постановке на учет

·  Копию решения о ликвидации

·  Копию решения о создании ликвидационной комиссии

·  Ликвидационную карточку органов статистики

В течении месяца после получения документов, налоговая проводит налоговую документальную проверку юридического лица. После выявления отсутствия задолженности по налогам и сборам, налоговая снимает предприятие с учета и выдает справку.

В процессе ликвидации предприятие уведомляет кредиторов через официальные органы прессы («Голос України»,Урядовий кур’єр).

Предприятие увольняет работников, в соответствии со статьей 40 КЗОТ, предупредив их за 2 месяца под расписку. Если работник увольняется по собственному желанию (статья 38 КЗОТ), то он может уволится раньше, чем через 2 месяца.

В процессе ликвидации предприятию целесообразно реализовать имеющиеся у него активы, для того, чтобы получить средства для погашения кредиторской задолженности. Кроме того, предприятие проводит работу по взысканию ДЗ: составляется сверка расчетов с каждым дебитором, направляется письменное требование погасить задолженность.

Для достоверной оценки активов и обязательств предприятия в ходе ликвидации необходимо провести инвентаризацию, к которой могут быть привлечены профессиональные оценщики. При осуществлении процедуры ликвидации, как минимум 3 раза, составляется ликвидационный баланс:

·  Первый раз баланс составляется для отчета и принятия решения о ликвидации

·  Второй раз – промежуточный, который содержит сведенья о составе имущества и перечне предъявленных требований

·  Третий раз – ликвидационный (нулевой) баланс

При необходимости, в ходе ликвидации , количество ликвидационных балансов может быть больше.

Так же, в ходе ликвидации предприятие должно быть снято с учета в Пенсионном фонде, фондах социального страхования. Все указанные фонды перед снятием с учета проведет проверку предприятия в течении срока от 10 до 15 дней с момента уведомления. После снятия с регистрации выдается соответствующая справка.

Затем предприятием закрываются банковские счета . Для закрытия счета, в  банк подают копию решения о ликвидации и карточку с образцами подписей уполномоченных членов ликвидационной комиссии, оттиска печати.

Предприятие, имевшее деятельность, подлежащую патентованию и имеющее торговый патент, возвращают её, а имеющие РРО отменяют их регистрацию.

Расчеты с участниками осуществляются только в том случае, если остались какие либо средства после расчетов с кредиторами. Средства распределяются между участниками пропорционально их доли в уставном капитале, что оформляется протоколом собрания учредителей.

Кроме того, при завершении процедуры ликвидации, печати и штампы предприятия сдаются для уничтожения в органы внутренних дел.(справка)

Обязательным является сдача в архив документов постоянного и длительного хранения. После завершения всего вышеперечисленного и сдачи государственному регистратору документов, подтверждающих  их осуществление в единый регистр вносится запись о ликвидации предприятия, о чем делается специальная отметка  на свидетельстве о государственной регистрации предприятия.

При принятии решения о ликвидации проводится инвентаризация активов и  обязательств предприятия. По результатам инвентаризации списываются недостачи и проводится переоценка.

Слияние и присоединение предприятий.

Слияние – способ реорганизации, при котором два или более предприятий образуют одно новое юридическое лицо, путем объединения своих имущественных прав и обязанностей.

После слияния предприятия, объединившие свои активы, и пассивы подлежат прекращению.

Присоединение – это способ реорганизации, при котором к предприятию присоединяется одно или несколько других предприятий.

К правопреемнику переходят их преимущественные права и обязанности.

Данные вопросы регламентируются П(С)БУ 19 «Объединение предприятий»

При слиянии/присоединении в бухгалтерском учете начальные остатки можно вести двумя способами:

1)  Отражение формирования остатков бухгалтерскими проводками, по каждому отдельному предприятию.

2)  Ввод начальных остатков, полученных в результате сложения.

Для соблюдения принципа двойной записи, в качестве промежуточного счета, можно использовать счет 377 «Расчеты с прочими дебиторами» или 685 «Расчеты с прочими кредиторами».

В свою очередь, передача активов и пассивов отражается:

·  Активы Д377 К10, 20, 30 …

·  Пассивы Д40,44,63 К377

Соответственно предприятие правопреемник делает обратные проводки по приему активов и пассивов на свой баланс, используя счет 685.

С точки зрения налогового учета правопреемник в результате объединения приобретает все права и обязанности по погашению налогового долга и налоговых обязательств всех объединившихся налогоплательщиков.

Реорганизация налогоплательщика не изменяет сроки погашения долгов и обязательств.

При данном виде реорганизации предприятия объекта налогообложения налога на прибыль не возникает, поскольку не происходит операций по продаже и безвозмездной передачи активов. Также при слиянии или при присоединении, объект налогообложения НДС не возникает, поскольку данные операции не попадают под понятие «поставка товаров».

С точки зрения обложения НДФЛ корпоративных прав учредителей предприятия, то они остаются неизменными, поскольку при слиянии/присоединении сливается и уставный капитал предприятия, сумма взносов в который каждого учредителя остается неизменными.