ДЭВИД ГОЛЬДФРДНК, профессор Университета Джорджтаун (США)
Московия в 17 столетии, если можно так выразиться, не взяла в руки почтовый каталог товаров 11 не заказала себе современную ей Европу с более эффективной западной фискальной и военной машиной, подобно тому как средневековая Русь не заказывала 17 века с его монголами на юге-востоке и тевтонскими рыцарями на северо-западе. Однако нельзя отрицать, что с русской точки зрения европейский 17 век выглядел как детская выдумка или народная легенда, которая неожиданно стала реальностью и заставила московитов также, как и в 13 веке, выбирать путь принуждения, насилия над самими собой, чтобы приспособить свои обычаи, идеи и институты к новым и довольно жестоким реалиям эпохи. Некоторые испытания, которые русским пришлось пережить, показывают, однако, что в 17 веке Московия преуспела в приспособлении себя к изменившемуся окружающему миру, причём сразу на многих направлениях, и освоила целый, ряд ключевых стратегий, которые в следующем, 18 веке станут теми характеристиками России, по которым её будут узнавать и выделять в Европе.
Я намерен рассмотреть три кажущихся парадокса или противоречия русского 17 века - три парадокса, в наименьшей степени связанных с адаптацией России к европейскому культурному контексту. Это: 1) заинтересованность русского общества в тираническом, на первый взгляд, порядке; 2) каким образом объединялась корпорация горожан, если она утратила все права, аналогичные правам городов на Западе; З) как сочетались внутри одного общества противоположные направления развития разных социальных слоёв, «верхов» и «низов»?
Институты русского военно-фискального государства были привиты в России на раннесредневековое политическое тело, с его представлениями о кланах, обществе, наследственной монархии и судопроизводстве, основанном на обычае. Это произошло без прохождения средневекового и позднесредневековогo промежуточных этапов и оформления корпоративных структур, характерных для стран Западной и Центральной Европы. Русские специфические конфигурации институтов, включая экзотические, квазивосточные политические ритуалы, порождали аномалии государственного развития, которые считались европейцами проявлениями деспотизма и тирании. В это время и центральные, и региональные элиты считали себя главной опорой существующей системы. Данный аспект довольно хорошо проявился по время крупного династического и социального кризиса начала 17 века, известного под названием Смутного времени, когда положение в стране могло быть охарактеризовано словами старого детского стишка: «Вся королевская конница и вся королевская рать не могут Шалтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая собрать).
Ключ к пониманию происхождения московской политической системы, по моему мнению, надо искать в способе унификации общества, который восходит ещё к социальным и государственным потрясениям конца 15 века. При создании национального класса военных послужильцев правители России игнорировали исторически сложившуюся систему землевладения в регионах, особенно в центральных, не говоря уже о такой жизненно важной периферии, как владения Великого Новгорода. Новая поместная система владения землёй на период несения службы создавала возможность крупномасштабной экспансии двора московского суверена (сперва этот термин одновременно обозначал и дворец, и дворцовые земли) и привлечения на военную службу жителей, начиная с монгольского периода, если ещё не ранее - когда именно зародилось поместье, для учёных, насколько я знаю, так и осталось предметом дискуссии.
Все городские центры стали, пользуясь европейской терминологией, «королевскими городами). Так же как централизованная и служилая бюрократия приказных людей развилась из зачатков администрации двора. В то же время ни численность работников государственного аппарата (1600 человек в 1667 году), ни степень влияния бюрократии не стоит преувеличивать. Этот аппарат дал Московии управленцев, гораздо более зависимых от своего назначения и полностью подчинённых распорядку рабочего дня, целиком проводимого в их учреждениях, чем, к примеру, во Франции 17 века. Когда в Московии бюрократ мог быть одновременно и судьёй, оказывался невозможным нейтралитет, беспристрастность бюрократии в современном значении этих понятии (когда класс управленцев как бы стоит над всеми слоями общества, одновременно выражая их общие интересы). Но именно это было оружием монарших судей, применяемым в делах управления. В 17 веке высшие российские чиновники и самодержцы, чьё правление можно назвать «эффективным», - патриарх Филарет, цари Алексей Михайлович и Пётр Алексеевич проявляли свою власть в обладании землёй, трудом и личностью землевладельцев в степени, превосходящей любого современного им монарха Европы.
С другой стороны, старые, новые или переселённые откуда-нибудь держатели земли всё равно являлись правящим классом в государстве, которое требовало с них службу. Магнаты владели разбросанными по всей стране наследственными и служилыми землями, а не только региональными анклавами (последние уделы исчезают около 1600 года). Таким образом, аристократия выступала для центральной власти в качестве лишь своеобразного «клея» для страны, а не носителя центробежных тенденций. Более того, несмотря на связи и самоидентификацию себя со своими регионами и провинциальными городами, служилые люди и городская элита всё равно ощущали себя частью центральной государственной системы. Провинциальный земский староста Кузьма Минин, так же как и его соратник князь Дмитрий Пожарский, является прекрасным примером носителей подобного сознания в Смутное время, что позволило им сыграть в событиях того времени решающую роль.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.