Арабы в конце 5-9 вв. Возникновение ислама

Страницы работы

Содержание работы

                    3 вопрос.  Арабы в конце 5-9 вв. Возникновение ислама.

Полуостров , омываемый водами Персидского залива, Красного моря и Индийского океана, издревле назывался Аравией. Природа поделила Аравию на 2 части. Центральные, северные

И восточные районы - гигантская пустыня. На границах пустынь селились арабы-бедуины, кочевники. Кочевое скотоводство было для них важным занятием ,но еще они занимались грабежом купцов, которые везли свои товары по многочисленным торговым путям, шедшим через Аравию. В оазисах Йемена и Хиджаза на юго-западе полуострова и по побережью Красного моря располагались  города и торговые поселения где жили арабы. Арабы жили вблизи от торговых путей и богатых стран и имели торговые отношения  с ними.

В большинстве своем арабы были язычниками. У каждого племени и даже семьи были свои идолы-хранители. В главном городе Хиджаза Мекке со всей Аравии собирались поклониться черному камню, вделанному в стену древнего святилища – Каабы. Кроме того , здесь находились

Идолы 360 арабских племен. На стенах  были изображения Иисуса Христа и Авраама, от сына которого Измаила по преданию, происходили арабы. Неподалеку располагался священный колодец Замзам. Властителем Каабы и верховным божеством  Мекки считался Аллах. Рано или поздно должен был появиться проповедник новой религии, понятной и близкой язычникам арабам, но признававший истиной лишь веру в единого Бога Аллаха. Таким проповедником стал Мухаммед.

Мухаммед происходил из знатного рода, входившего в господствовавшее тогда в Мекке племя курейш. В 40 лет ему были первые видения: будто бы прекрасный юноша дает ему свиток и приказывает: «Читай». Мухаммед уверовал что это был архангел Гавриил и что видения эти от  Бога. Он начал проповедовать в семье и на улице. Мухаммед обличал пороки и призывал к покаянию. Нужно отречься от привычного образа жизни, помогать сиротам и беднякам.

Сотвори чудо – говорили Мухаммеду и мы поверим тебе. Постепенно вокруг пророка собралась небольшая группа сторонников. Но так как их преследовали, то в 622 г. Мухаммед  покинул Мекку и переселился в город  Ясриб. Это событие почитается мусульманами как священное. Год переселения , по – арабски хиджры. Стал для них первым годом нового летоисчисления. В Ясрибе

Мухаммед продолжал проповедовать. Число его сторонников росло, многие признавали  Мухаммеда великим пророком истинной религии. Ясриб получил новое название- Медина. Здесь устроили первую мечеть, дом для молитв. Мухаммед объявил главной святыней мусульман черный камень Каабы, согласно преданию, врученный Аврааму самим Богом. Мухаммед  с многотысячной армией мусульман вступил в Мекку в 630 г. Из Каабы вынесли всех племенных идолов (изображение Богоматери с младенцем Иисусом Мухаммед смыть не разрешил, закрыв

Его ладонями). Из одинокой проповеди пророка Мухаммеда родилось религиозное учение –Ислам от арабского « вручение себя Богу». Главный догмат ислама:»Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед- пророк его».Происходит лишь то. Что угодно Богу. Ни приблизить ни отдалить предначертанное человек не в состоянии. Мудрость в том  чтобы покориться воле Аллаха.

Каждый мусульманин обязан свято соблюдать предписания Корана. Коран для мусульман является священной книгой. В нем  изложены основные догматы веры, даются советы по воспитанию детей, режиме питания, гигиене, устройстве дома, наследовании имущества, наказании преступников. В исламе есть ряд правил и запретов, касающихся повседневной жизни людей. Запрещено есть свинину, употреблять алкоголь, давать деньги в долг под проценты и играть в азартные игры. Уже после смерти пророка в исламе утвердилось еще одно требование, которое сыграло огромную роль в истории арабов. Участие в священной войне за веру, джихаде,

Стало новой обязанностью мусульман. Считалось , что погибший в джихаде сразу попадал в рай.

Еще при жизни Мухаммеда ислам стал общей религией арабов. Разрозненные арабские  племена объединились под одним религиозным знаменем. Уже при жизни Мухаммеда новую религию стали утверждать силой оружия. Первые войны были навязаны мусульманам враждебными к исламу мекканцами. Ислам поставил перед арабами цель, которая казалась им благородной-

Распространить новое учение среди неверных( немусульман). Добиться этой цели можно было одним путем- войной. После смерти Мухаммеда в 632 г. арабы выбрали преемника пророка –

Халифа. Первый халиф Абу Бекр. После его смерти халифом был избран Омар, который считался способным полководцем и бесстрашным воином. С ним арабские завоевания приобрели потрясающие воображение скорость и масштабы. Уже через 30 лет после смерти пророка под властью  арабов оказались Сирия и Палестина, Египет и Иранская держава.

       Арабские завоевания и возникновение халифата

В середине 7 века арабы завоевали Византию, Сирию, Палестину, Египет, Иранскую державу. Арабские завоеватели продвинулись до Средней Азии , Закавказья.  В начале 8 века овладели всем побережьем Северной Африки, подчинили себе большую часть Испании. Города Иерусалим и Александрия сдались без боя. Арабы подчинили своей власти страны Ближнего и Среднего Востока. На завоеванных территориях Арабы создали  исламское государство .  Халифы перенесли столицу государства в сирийский город Дамаск, но в 750 г. последнего правителя  Дамаскского халифата свергли и арабы перенесли  столицу в Багдад. Покоренным народам приходилось принимать ислам . Арабский язык  стал основным для многих завоеванных народов. В дальнейшем от арабского халифата отделилась Испания, обособилось Марокко,  выделились Египет, Алжир и Тунис, Средняя Азия.

Мусульманская культура. Ислам определял особенности возникшего у арабов государства. С течением времени покоренным народам приходилось перенимать арабский язык. Коран, ставший их священной книгой,  был написан на арабском языке. Переводить его строго запрещалось. Изучая мудрости Корана, мусульмане одновременно обучались Арабскому языку. Арабский язык стал официальным: на нем составляли важные документы, вели занятия в школах, молились. Города были центрами арабской культуры. Ислам стал основой развития культуры мусульманского востока. Искусство, литература, письменность, наука развивались под сильнейшим влиянием религиозного и нравственного учения Мухаммеда. В  мусульманской культуре средневекового востока в прекрасный узор вплетены нити греческих и персидских, армянских и индийских, римских и египетских, римских и среднеазиатских, еврейских, сирийских и египетских культурных традиций. Узоры украшавшие мечеть, называют арабесками. Они очень похожи на тонкую вязь арабской письменности. В искусстве каллиграфии с арабами не может сравниться никто. Считалось что кровь пролитая мучениками и чернила затраченные на написания текста Аллахом ценятся одинаково.

Арабы были сильны в практическом знании . Медицинские открытия Авиценны (Ибн Сины) многие века использовались врачами Европы. На востоке создали первые аптеки и больницы.

Процветала  астрономия. Обсерватории были во многих крупных городах.

Аль Хорезми считают основателем алгебры. Арабы переняли у индийцев написание цифр, которые мы сегодня называем арабскими. Развивались также химия и физика. Арабы научились получать спирт серную кислоту, вычислили законы оптики,

открыли и объяснили явление инерции.

«Дом мудрости», открытый в Багдаде халифом аль-Мамуном и каирский «Дом науки» с их гигантскими библиотеками рукописных книг служат своеобразными символами того уважения, которое проявляли арабы к науке и ученым. Средневековая Европа довольно широко использовала открытия арабских, персидских и еврейских ученых. В основном воздействие арабской науки шло через мусульманскую Испанию.

Большое влияние на философов Европы оказало учение Ибн Рушда (Аверроэса).

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История Церкви
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
21 Kb
Скачали:
0