Характерной чертой российского банковского сектора последних нескольких лет является переход от универсальной модели обслуживания клиентов к специальной. Одним из ярких примеров переориентации в направлении развития бизнеса является частно-государственный ВТБ. Создание Группы ВТБ на базе Внешторгбанка позволило банкам, входящим в данную группу, ориентироваться на свою целевую аудиторию: ОАО Банк ВТБ – на корпоративных клиентов, ВТБ 24 (ЗАО) – физических лиц и малый бизнес.
Актуальность темы данной дипломной работы определяется относительной новизной вышеуказанных тенденций в российском банковском секторе, отсутствием однозначного определения понятия корпоративного клиента и одновременно появлением больших перспектив при сотрудничестве с ними. В связи с этим, целью настоящей работы является изучение организации кредитования корпоративных клиентов, выявление наиболее важных особенностей и проблем, а также определение основных путей их решения.
Понятие «корпоративный клиент» не имеет однозначного научного истолкования. В связи с этим основной проблемой при изучении данной темы явились сложности при проведении сравнительного анализа работы различных российских банков с данной категорией клиентов. В настоящей работе понятие корпоративного клиента определено в соответствии с принятой в ОАО Банк ВТБ классификацией. Корпоративным клиентом является юридическое лицо (кроме кредитных организаций), соответствующее определенным требованиям. Критерием отнесения организации к данной группе является наличие минимального объема выручки за последний полный финансовый год (по состоянию на 01.01.2008 г. показатель не должен быть ниже уровня 90 млн. руб. согласно формы 2 бухгалтерского баланса). Также к корпоративным клиентам могут быть отнесены органы местного самоуправления, бюджет которых не меньше 90 млн. руб. и иные предприятия и организации, отнесенные к данной группе в соответствии с внутренними нормативными документами банка.
Определены основные способы предоставления кредита (см. схему 1).
Выявлены основные цели, на которые предоставляются кредиты предприятиям (см. схему 2).
В таблице 1 отображены виды имущества предприятия, которые могут быть представлены в банк в качестве обеспечения обязательств.
Рассматривая текущую ситуацию развития российского банковского сектора, можно отметить, что за последние 5-7 лет в нем произошли радикальные положительные изменения. На конец 2007 г. банковские активы составили 60% ВВП, общий кредитный портфель вырос до 39% ВВП, а розничные кредиты достигли 10% ВВП (см. табл. 2).
Определяющую роль в ускорении темпов роста банковского сектора сыграл доступ к мировому рынку капитала. Если до 2004 г. рост банковских активов финансировался в основном за счет роста корпоративных счетов, то в 2005-2007 гг. существенным источником фондирования стал рост внешнего долга (табл. 3).
Одна из главных проблем российской экономики – низкая норма сбережений населения. Рост экономики в последние годы опирался на потребительский бум, который так и не позволил увеличить норму накоплений. Депозиты населения составляют только 17% ВВП (причем только 7,4% - сроком свыше 3 лет).
В целом можно говорить о том, что перспективы роста российских банков будут ограничены именно нехваткой сбережений.
За 11 месяцев 2007 г. банковские активы выросли на 46%, корпоративные кредиты - на 59%, а розничные кредиты - на 64% (табл. 4). В схеме 3 приведены основные факторы, способствовавшие достижению указанных результатов.
При изучении рынка кредитования была выявлена тенденция по миграции крупной корпоративной клиентуры в государственные банки. Основные причины представлены в схеме 4. Положение государственных банков на рынке кредитования корпоративных клиентов продемонстрировано в таблице 5. Структура их кредитного портфеля представлена на диаграмме 1.
Также выявлены основные специфические проблемы при кредитовании предприятий. Проблемы, свойственные рынку кредитования предприятий промышленного сектора, представлены в схеме 5.
В результате банкиров больше привлекает кредитование торговых предприятий – объемы предоставляемых им займов ежегодно увеличиваются на 30–40%. Темпы роста достигаются благодаря аспектам, указанным в схеме 6.
При структуризации клиентской базы коммерческих банков г. Сочи особого внимания заслуживают индивидуальные предприниматели. В ВТБ некоторые из них отнесены к категории корпоративных клиентов (выполняют условие в части минимального объема годовой выручки) и активно пользуются кредитными продуктами. Поэтому целесообразно рассмотреть основные проблемы на пути их кредитования (схема 7).
Подводя итоги анализа текущего состояния и тенденций развития рынка кредитования корпоративных клиентов в РФ, следует отметить следующее:
n По состоянию на 01.01.2008 г. более половины всех активов банковской системы РФ приходятся на кредиты корпоративному сектору;
n Операции с корпоративным сектором являются источником более 60% процентных доходов банковской системы;
n В январе 2008 года российские корпорации получили банковских кредитов на сумму в $17 млрд., что почти в 6 раз больше этого показателя за аналогичный период прошлого года.
II. Особенностью работы коммерческого банка с корпоративными клиентами является стремление первых проводить активные кросс-продажи. Далее приведен методика оценки операционной эффективности работы банка с клиентом, применяемая в некоторых российских банках (напр., ВТБ, Альфа-Банк). Основные задачи представлены на слайде 16, среди которых определение значимости клиентов, выявление из них наиболее привлекательных, а также совершенствование и диверсификация тарифной политики банка.
Схема 8 иллюстрирует систему показателей, применяемых при указанном анализе. Сам процесс анализа состоит из трех этапов:
- определение чистого операционного результата от операций с корпоративными клиентами;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.