- определение общего рыночного эффекта, появляющегося в результате сопоставления операций с корпоративными клиентами с аналогичными по условиям операциями на финансовых рынках;
- проведение факторного анализа причин изменения фактического финансового результата операций с корпоративным клиентом.
ПЕРВЫЙ ЭТАП - расчет ЧОР.
Расчетные процентные доходы (расходы) представляют собой фактические и наращенные доходы (расходы) банка по операциям размещения (привлечения) денежных средств по ставкам, установленным договором или условиями проведения операции.
Условные процентные доходы (расходы) – доходы (расходы) в форме платы за ресурсы, условно перераспределяемые внутри банка для финансирования операций, рассчитанные на основе альтернативных рыночных ставок.
Условные доходы (расходы) появляются в результате изменения качества кредитов и выданных банком гарантий, поручительств и прочих внебалансовых требований к корпоративным клиентам (резервов на потери по ссудам и операциям кредитного характера).
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ анализа определяется общий рыночный эффект от операций с корпоративными клиентами.
Рыночный эффект от операций показывает, насколько проведение той или иной операции с клиентом выгоднее аналогичного размещения на финансовом рынке того же объема денежных средств в той же валюте и на те же сроки.
ТРЕТИЙ ЭТАП АНАЛИЗА заключается в проведении факторного анализа причин изменения фактического финансового результата операций с клиентом по сравнению с финансовым результатом, например, предыдущего периода.
Представленная методика анализа позволяет выявить влияние следующих факторов на финансовый результат от операций банка с корпоративными клиентами (слайд 28).
Далее рассмотрен пример, характеризующий позиции ОАО Банк ВТБ в городе в борьбе за клиента – ООО «АиБ». Цель – предоставить кредит данному предприятию по ставке, которая позволяет сохранить положительный финансовый результат и одновременно быть ниже ставок банков-конкурентов.
После проведения полного анализа кредитоспособности клиенту присвоен рейтинг, при котором ставка кредитования не может быть ниже 13,25%[1]. При указанной ставке конкурентами (среди банков TOP-5 в г. Сочи) выступают ЦОСБ № 1806 и Сочинский филиал ОАО «Уралсиб-Югбанк» (см. табл. 6). В качестве конкурентных преимуществ ВТБ может быть предложено следующее:
§ лимит самостоятельного принятия рисков на одного заемщика может достигать до 400 млн. руб. (при этом, у основного конкурента ВТБ – Сбербанка лимит составляет 100 млн. руб.[2]);
§ возможность установления индивидуальных тарифов на различные услуги банка (например, на прием-пересчет денежной наличности для зачисления на расчетный счет клиента);
§ назначение индивидуального клиентского менеджер для оказания помощи в решении любых вопросов заемщика во время сотрудничества клиента с банком вне зависимости от подразделения[3] банка, где возникли трудности;
В ходе написания данной дипломной работы выявлены основные проблемы, возникающие при кредитовании корпоративных клиентов в РФ (см. слайд 39)
У предприятий:
n Низкий уровень прозрачности бизнеса;
n Проблемы с ликвидным обеспечением.
У банков:
n Удорожание ресурсов вследствие неблагоприятной мировой экономической конъюнктуры;
n Наличие недобросовестных заемщиков;
n Низкая степень доверия со стороны клиентов;
n Отсутствие высококвалифицированных сотрудников.
Видимые пути решения проблем со стороны государства (см. слайд 40):
n создание благоприятных условий для кредитования, проявляющихся в стабильности основных макроэкономических показателей, контроле над инфляционными процессами;
n совершенствование российского законодательства в области финансов (в частности, налогов), направленное на осуществление процесса безболезненного расширенного воспроизводства – модернизации старого либо приобретения нового дорогостоящего оборудования;
n предоставление возможности выхода на российский рынок крупных западных банковских структур в целях создания острой конкурентной среды для стимулирования развития качества банковских продуктов;
n поддержка малого и среднего бизнеса посредством предоставления различных гарантий, позволяющих пользоваться кредитными ресурсами на льготных условиях на начальной стадии кредитования;
n увеличение максимального страхового покрытия депозитов, как минимум, до 700 тыс. руб. для стимулирования притока в банковский сектор депозитов физических лиц на срок не менее 3 лет. При этом повышение суммы страхового возмещения не должно привести к повышению ставки отчисления банков в Агентство по страхованию вкладов, чтобы не усугубить ситуацию с ликвидностью в банковском секторе;
n повышение финансовой грамотности населения.
Непосредственно для коммерческих банков для достижения высоких результатов работы с корпоративными клиентами важно поддержание следующих условий (см. слайд 41):
n постоянная информированность о продуктах и процентных ставках банков-конкурентов;
n клиентоориентированность, предполагающая максимальную адаптацию предлагаемых продуктов под нужды клиента;
n внедрение и совершенствование систем и моделей управления, ориентированных на агрессивный тип ведения бизнеса, предполагающий, что инициатором совершения кредитной операции должен быть банк;
n осуществление частых контактов с клиентами, направленных на максимальное сближение и установление доверительных отношений с банком, поздравления руководителей организаций со знаменательными датами, праздниками и т.п.;
n наличие высококвалифицированного персонала (проведение постоянных тренингов, курсов повышения квалификации, семинаров).
[1] Минимальная же ставка по кредитным линиям до года в филиале ОАО Банк ВТБ в г. Краснодаре по состоянию на март 2008 г. составляет 12,55%.
[2] По состоянию на март 2008 г.
[3] Операционный отдел, отдел валютного контроля и документооборота, юридический и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.