1.2. Сооружение земляного полотна.
1.2.1. Общие положения. Сооружение земляного полотна является одним из основных видов работ в общем комплексе строительства железных дорог , - на него приходится от 20 до 30 % от полной сметной стоимости (в зависимости от района строительства ). Это , так называемый, «срокообразующий» вид работ, существенно влияющий на общую продолжительность строительства. При нормальной технологической последовательности отсыпка земляного полотна ведется после завершения постройки малых водопропускных сооружений, при возможном совмещении последних с подготовительными и земляными работами. По полностью завершенному земляному полотну производится укладка верхнего строения пути.
К земляным работам относятся: отсыпка насыпей и полунасыпей и разработка выемок и полувыемок; сооружение земляного полотна под переезды; устройство водозащитных сооружений - струенанравляющих дамб, берм, траверсов. Кроме того, при этом выполняется большое количество сопутствующих работ - устройство нагорных водоотводных канав, дренажей, кюветов в выемках, нарезка уступов на косогорах, срезка дерна на нулевых местах и в основании насыпей высотой до 0,5 м, планировка откосов выемок, насыпей, нарезка сливной призмы и другие.
При проектировании производства земляных работ должны соблюдаться следующие требования:
• прочность и устойчивость земляного полотна обеспечиваются выбором грунтов, их взаимным расположением, способами отсыпки и уплотнения;
• продольные и поперечные профили земляного полотна должны соответствовать утвержденным ;
• минимальная трудоемкость и стоимость работ обеспечивается наивыгоднейшим распределением земляных масс, выбором наиболее эффективного типа землеройного модуля на основе технико-экономического обоснования;
• земляные работы должны выполняться в соответствии с графиком производства работ;
• при выполнении работ должны соблюдаться правила техники безопасности и защиты окружающей среды.
1.2.2. Комплекс работ по сооружению земляного полотна .
Подготовительные работы:
• восстановление и закрепление трассы, разбивка полосы отвода и находящихся за ее пределами площадей для размещения карьеров;
• расчистка трассы - вырубка леса, удаление мелколесья, кустарника, пней и крупных камней;
• подготовка площадок под карьеры;
• разбивка земляного полотна;
• устройство землевозных дорог;
• устройство нагорных и других водоотводных канав;
• работы по подготовке к сооружению земляного полотна в зимнее время
• осушение заболоченных и переувлажненных участков трассы.
Основные работы:
• срезка дерна , заготовка растительного грунта;
• удаление слабых грунтов из основания насыпей;
• послойное рыхление сухих плотных грунтов при разработке выемок, карьеров и резервов; рыхление скальных пород и мерзлого грунта в зимнее время;
• разработка грунта в отвал или с погрузкой в транспортные средства;
• перемещение грунта из выемок, карьеров и резервов в насыпи, кавальеры или отвалы;
• послойное разравнивание грунта в насыпях или кавальерах;
• послойное уплотнение грунта в насыпях, в основаниях насыпей высотой до 2 м, под основной площадкой в выемках (при естественной плотности грунтов ниже нормативной);
• устройство и ликвидация въездов и съездов при отсыпке насыпей транспортными средствами;
• устройство уступов при сооружении насыпей на косогорах;
• выторфование и устройство прорезей при сооружении насыпей на болотах ; удаление слабых грунтов из основания насыпей;
• нарезка кюветов в выемках;
• устройство регуляционных, противообвальных и противооползневых сооружений.
Отделочные (планировочные) работы:
• планировка откосов выемки; планировка основной площадки земляного полотна;
• нарезка сливной призмы; нарезка откосов насыпи, станционных площадок.
Вспомогательными работами являются планировки берм, дна и откосов резервов, верха и откосов кавальеров, откосов и дна карьеров ( в ходе рекультивации).
Отделочные работы идут следом за окончанием разработки выемок и возведением насыпи. После нарезки сливной призмы в выемках устраиваются кюветы.
К укрепительнымработам относятся: укрепление откосов выемок и насыпей, канав, кюветов, берм, конусов регуляционных сооружений .Выполняются они сразу после завершения основных и отделочных работ в теплое время года.
1.2.3. Разработка проекта производства земляных работ.
Исходным материалом для разработки проекта производства земляных работ должны служить:
• задание на разработку проекта, выдаваемое строительной организацией, с обоснованием необходимости подготовки его в целом на земляные работы, на фронт работ механизированной колонны , отдельные сложные участки (насыпи на «прижимных» участках , на болотах, «мокрые» выемки и т.д.);
• проект организации строительства в целом на железную дорогу с указанием сроков земляных работ, количества механизированных колонн, их размещения по линии с расположением базовых объектных и вахтовых поселков;
• необходимая рабочая документация (продольный профиль линии, объемы земляных работ, распределение земляных масс, индивидуальные поперечники, грунтовые карьеры и т.д.);
• инженерно-геологические и климатические условия производства работ, существующие автомобильные дороги, которые можно использовать как землевозные, источники водо- и энергоснабжения
• состав парка машин механизированных колонн, планы его выполнения, условия использования землеройной техники и транспортных средств;
• обеспеченность кадрами строителей по основным профессиям;
• условия производства работ вахтовым методом.
Основной составной частью ППР является сводный календарный план-график производства работ , в котором устанавливается последовательность и сроки ведения земляных работ , выделяются работы , выполняемые различными модулями машин ; определяется их количественный состав .
Для составления графика необходимо : уточнить расположение грунтовых карьеров , запроектировать земляные дороги , уточнить ведомость помассивных объемов работ , проанализировать возможности механизированных колонн , назначить конкурентоспособные варианты производства работ в соответствии с возможностями МК. Для сравнения вариантов нужно составить по каждому из них ведомости распределения земляных масс , определить продолжительности работы модулей машин .
Объемы подготовительных и отделочных работ определяются по ситуационному плану и продольному профилю в зависимости от средних рабочих отметок на участках.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.