36. Сооружение земляного полони железных дорог в вечной мерзлоте (в условияхБАМа и на полуострове Ямал, зарубежный опыт).
Байкало-Амурская магистраль построена по нормам железных дорог I категории с высоким уровнем технической оснащенности. Ширина двухпутного земляного полотна (от Усть-Кута до Тынды) на прямых участках пути из глинистых грунтов — 11,1 м, а из скальных и дренирующих грунтов— 10,1 м. Ширина однопутного земляного полотна (на восточном участке трассы) соответственно — 7,0 и 6,0 м.
Ширина насыпи на слабосжимаемом и просадочном основании, возводимой с запасом на осадку, установлена по расчету, с тем, чтобы нормы были обеспечены после полной осадки земляного полотна.
Высота насыпи в основном определялась при проектировании продольного профиля, исходя из технико-экономических соображений. Она находилась в пределах от 1,5 до 2,8 м. В качестве показателя целесообразной высоты насыпи принимались следующие случаи сохранения поверхности вечномерзлых грунтов в течение всего периода эксплуатации:
- на естественном уровне, существовавшем до возведения земляного полотна;
- на уровне подошвы откосов насыпи;
- на различных уровнях — от естественного до подошвы откосов.
Для регулирования намечаемого положения поверхности вечномерзлых грунтов выполнялись теплотехнические расчеты. Соблюдение всех требований привело к тому, что в среднем на восточном участке БАМа высота насыпи составила 1—2 м в тех случаях, когда грунты деятельного слоя обладали достаточной несущей способностью. Насыпи на мокром основании принимались высотой не менее 2,0 м.
Земляное полотно на участках, в основании которых залегают вечномерзлые глинистые грунты и мари, подземные льды, проектировалось, как правило, насыпями, с учетом свойств и состояния грунтов деятельного слоя и вечномерзлых грунтов при оттаиваивании.
На участках с погребенными льдами высоты насыпей назначались по расчету, но не меньшими 3 м, с расстоянием от верхней границы мерзлоты 4 м. С обеих сторон насыпи устраивались бермы шириной 3,0 м и высотой 1,0 м, как это показано на рис. 1.31, в. Нижняя часть насыпи возводилась только при отрицательной температуре. Для отсыпки таких насыпей использовался скальный грунт. В зоне с погребенными льдами запрещалось нарушение растительного слоя, не разрешалось закладывать карьеры, временные сооружения.
На значительном протяжении трасса БАМа проходит по долинам горных рек, огибая спускающиеся склоны сопок. На таких косогорных и прижимных участках отсыпались прислоненные насыпи или устраивались полунасыпи-полувыемки.
На восточных участках БАМа и на Амуро-Якутской железнодорожной магистрали (АЯМе) на основаниях из просадочных грунтов нашли широкое применение конструкции земляного полотна с терморегулирующими покрытиями из сортированного скального грунта. Через такие покрытия в зимнее время к телу земляного полотна, сооруженного из местного грунта, подходит холодный воздух и замораживает его. В летнее же время заключенный в порах скального грунта воздух служит в качестве теплоизоляции.
На АЯМе предусматривалось использовать различные технологии покрытия откосов насыпи выемок каменным материалом.
В местах, где технологически невозможно выполнять срезку временного уширения (средний размер скальной наброски 0,5 м) и имеется разделение грунтов в процессе отсыпки последнего слоя насыпи, используют в качестве разделителя геотекстиль. Первый этап при выполнении опытных работ предусматривал дополнительное уплотнение рабочего контура насыпи, учитывая зимний период строительства. На втором этапе осуществляли изоляцию неуплотненных бровочных скальных валов геотекстилем.
На этой же магистрали геотекстиль использовали при устройстве выемок в качестве подстилающего слоя на основной площадке, кюветах и на закюветных полках. На уложенный геотекстиль отсыпали с уплотнением промежуточный слой из суглинистых грунтов с заполнителем (на 30%) из скального грунта. На промежуточный слой укладывали верхний слой геотекстиля. Далее из скального грунта отсыпали основную площадку. Щебенистым грунтом укрепляли кюветы и закюветные полки с доведением их очертания до проектного положения.
Выемки, сооружаемые по такой конструктивно-технологической схеме, вызывают минимальные нарушения вечной мерзлоты и могут быть устроены на участках залегания подземного льда.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.