Работа балластных материалов, воспринимающих колебания от проходя- щих поездов, достаточно точно описывается уравнениями движения и урав- нениями предельного напряжённого состояния. Совместное решение этих уравнений в условиях плоской задачи при прочностных характеристиках, зависящих от вибродинамического воздействия, позволит получить предель- ные значения напряжений, которые может воспринимать балласт при усло- вии полного использования прочности материалов, слагающих балластную призму. Система уравнений выглядит следующим образом:
где и – вертикальная и горизонтальная составляющие нормальных на-
пряжений;
и – составляющие касательных напряжений;
– угол наклона оси Y к горизонту;
– масса грунта ();
– объёмная масса грунта;
– ускорение свободного падения;
– действующее ускорение в вертикальной плоскости;
– действующее ускорение в горизонтальной плоскости;
и – главные напряжения;
– коэффициент виброразрушения балласта;
– амплитуда колебаний балласта в контакте со шпалой, мкм;
и – показатели относительного снижения удельного сцепления и угла
внутреннего трения под воздействием вибродинамической на-
грузки;
и – показатели отношения минимальных динамических к статическим
характеристикам (соответственно сцепления и угла внутреннего
трения).
, , , ,
где и – прочностные характеристики при статической нагрузке;
и – минимальные значения удельного сцепления и угла вну-
треннего трения, определённые при действии максимальной
вибродинамической нагрузки.
Дальнейшие исследование и преобразование основной системы уравне- ний предельного равновесия позволяют получить уравнения характеристик и дифференциальные соотношения вдоль них для случая горизонтального опирания шпалы на балластную призму:
Эти два уравнения представляют собой уравнения линий скольжения пер- вого и второго семейства.
Эти уравнения представляют собой уравнения напряжений и углов.
где - высота откоса в некоторой точке ;
- угол наклона наибольшего главного напряжения к оси Y.
где - угол наклона расчётного откоса к горизонту;
и - коэффициент затухания колебаний в вертикальной и горизонталь-
ной плоскостях соответственно.
В рассмотренных уравнениях неизвестными являются только выражения и , которые определяются по следующим формулам:
Таким образом, для определения величин предельных напряжений есть все необходимые основные уравнения.
Анализ потенциальных возможностей разрушения балласта показывает, что оно принципиально возможно в двух направлениях: разрушения со смещением материала в направлении откоса балластной призмы (рис. 6.4) и разрушение с выдавливанием балласта в междушпальное пространство (рис. 6.5).
Расчетная схема разрушения со смещением материала в направлении откоса балластной (схема “а”) будет представлена полуплоскостью, ограни-
ченной откосом:
Рис.6.4. Схема разрушения со смещением материала в направлении откоса балластной призмы.
Расчетная схема разрушения с выдавливанием балласта в междушпаль- ное пространство (схема “б”) будет представлена полуплоскостью в сечении по продольной плоскости рельса:
Рис.6.5. Схема разрушения с выдавливанием балласта в междушпальное пространство.
В рассматриваемых схемах имеем:
b0 - размер грузовой площадки для схемы «а» - 0,96м, для схемы «б» - 0,30м;
- вес балласта, лежащего выше подошвы шпалы принимается 15см, что составит 0,24 т/м2;
- угол заложения балластной призмы, при 1:1,5 он равен ;
- угол заложения расчетного откоса;
а - ширина плеча балластной призмы, м;
hб – толщина балласта, м.
Перед определением несущей способности балластной призмы определим напряжения в балласте от воздействия подвижного состава. Они определяют- ся по следующей формуле, :
,
где - нагрузка на шпалу, ;
- площадь полушпалы с поправкой на изгиб, .
Нагрузка на шпалу определяется по следующей формуле:
,
где - коэффициент соотносительной жёсткости подрельсового основания и
рельса, :
,
где - модуль упругости подрельсового основания, МПа;
- модуль упругости рельсовой стали (), МПа;
- момент инерции поперечного сечения рельса относительно его
его центральной горизонтальной оси, проходящей через центр
тяжести сечения, м4.
- расстояние между осями шпал, м;
- эквивалентная сила для определения , которая оказывает на рельс
такое же воздействие, как и заданная система статических грузов с
учётом динамических составляющих, возникающих при движении.
Эквивалентная сила определяется по следующей формуле:
,
где - максимальная динамическая нагрузка колеса на рельс, ;
- средняя динамическая нагрузка колеса на рельс, ;
- сумма воздействий соседних с расчётным колёсом тележки, ко-
торые реализуют средние динамические воздействия, умножен-
ные на значение функции .
- расстояние от расчётного колеса до колеса, м.
Эквивалентная сила зависит от вида подвижного состава, от коли- чества осей в тележке, от расстояния между осями в тележке.
Для определения эквивалентной силы построим линию влияния.
l= 1,85м.
3π/4k
Рис.6.10. Схема для определения наиболее неблагоприятного
положения нагрузки
Пользуясь схемой рис.6.10 запишем формулу для определения эквива- лентной силы:
Максимальная динамическая нагрузка колеса на рельс определяется по следующей формуле:
,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.