Несущая способность балласта в зоне рельсового стыка (глава дипломной работы), страница 4

Работа балластных материалов, воспринимающих колебания от проходя- щих поездов, достаточно точно описывается уравнениями движения и урав- нениями предельного напряжённого состояния. Совместное решение этих уравнений в условиях плоской задачи при прочностных характеристиках, зависящих от вибродинамического воздействия, позволит получить предель- ные значения напряжений, которые может воспринимать балласт при усло- вии полного использования прочности материалов, слагающих балластную призму. Система уравнений выглядит следующим образом:

где и – вертикальная и горизонтальная составляющие нормальных на-

                     пряжений;

     и – составляющие касательных напряжений;

               – угол наклона оси Y к горизонту;

               – масса грунта ();

               – объёмная масса грунта;

               – ускорение свободного падения;

          – действующее ускорение в вертикальной плоскости;

          – действующее ускорение в горизонтальной плоскости;

      и – главные напряжения;

              – коэффициент виброразрушения балласта;

             – амплитуда колебаний балласта в контакте со шпалой, мкм;

   и – показатели относительного снижения удельного сцепления и угла

                    внутреннего  трения  под  воздействием  вибродинамической  на-

                    грузки;

  и – показатели отношения минимальных динамических к статическим

                    характеристикам  (соответственно  сцепления и угла  внутреннего

                    трения).

,    ,    ,    ,

где     и  – прочностные характеристики при статической нагрузке;

        и  – минимальные   значения  удельного  сцепления  и  угла  вну-

                             треннего трения, определённые при действии максимальной

                             вибродинамической нагрузки.

      Дальнейшие исследование и преобразование основной системы уравне- ний предельного равновесия позволяют получить уравнения характеристик и дифференциальные соотношения вдоль них для случая горизонтального опирания шпалы на балластную призму:

      Эти два уравнения представляют собой уравнения линий скольжения пер- вого и второго семейства.

      Эти уравнения представляют собой уравнения напряжений и углов.

где - высота откоса в некоторой точке ;

            - угол наклона наибольшего главного напряжения к оси Y.

где      - угол наклона расчётного откоса к горизонту;

     и - коэффициент затухания колебаний в вертикальной и горизонталь-

                  ной плоскостях соответственно.

      В рассмотренных уравнениях неизвестными являются только выражения  и , которые определяются по следующим формулам:

      Таким образом, для определения величин предельных напряжений есть все необходимые основные уравнения.

      Анализ потенциальных возможностей разрушения балласта показывает, что оно принципиально возможно в двух направлениях: разрушения со смещением материала в направлении откоса балластной призмы (рис. 6.4) и разрушение с выдавливанием  балласта  в  междушпальное  пространство (рис. 6.5).

      Расчетная схема разрушения со смещением материала в направлении откоса  балластной (схема “а”) будет  представлена  полуплоскостью, ограни-

ченной откосом:

Рис.6.4.  Схема разрушения со смещением материала в направлении откоса балластной призмы.

      Расчетная схема разрушения с выдавливанием  балласта  в  междушпаль-  ное пространство (схема “б”) будет представлена полуплоскостью в сечении по продольной плоскости рельса:

Рис.6.5.  Схема разрушения с выдавливанием балласта  в  междушпальное пространство.

В рассматриваемых схемах имеем:

b0 - размер грузовой площадки для схемы «а» - 0,96м, для схемы «б» - 0,30м;

- вес балласта, лежащего выше подошвы шпалы принимается 15см, что составит 0,24 т/м2;

 * - угол заложения балластной призмы, при 1:1,5 он равен ;

  - угол заложения расчетного откоса;

  а - ширина плеча балластной призмы, м;

hб – толщина балласта, м.

      Перед определением несущей способности балластной призмы определим напряжения в балласте от воздействия подвижного состава. Они определяют- ся по следующей формуле, :

,

где  - нагрузка на шпалу, ;

      - площадь полушпалы с поправкой на изгиб, .

      Нагрузка на шпалу определяется по следующей формуле:

,

где - коэффициент соотносительной жёсткости  подрельсового основания и

            рельса, :

,

            где - модуль упругости подрельсового основания, МПа;

                   - модуль упругости рельсовой стали (), МПа;

                    - момент инерции поперечного сечения рельса относительно его

                         его центральной горизонтальной оси, проходящей через центр

                         тяжести сечения, м4.

       - расстояние между осями шпал, м;

   - эквивалентная  сила  для  определения , которая  оказывает  на рельс

            такое  же  воздействие,  как и заданная  система  статических  грузов с

             учётом динамических составляющих, возникающих при движении.

      Эквивалентная сила  определяется по следующей формуле:

,

где        - максимальная динамическая нагрузка колеса на рельс, ;

               - средняя динамическая нагрузка колеса на рельс, ;

- сумма воздействий соседних с расчётным колёсом тележки, ко-

                       торые реализуют средние динамические воздействия, умножен-

                       ные на значение функции .

                  - расстояние от расчётного колеса до колеса, м.

      Эквивалентная сила  зависит от вида подвижного состава, от коли- чества осей в тележке, от расстояния между осями в тележке.

      Для определения эквивалентной силы построим линию влияния.

               l= 1,85м.

                 

    

       3π/4k

Рис.6.10. Схема для определения наиболее неблагоприятного

положения нагрузки

      Пользуясь схемой рис.6.10 запишем формулу для определения эквива- лентной силы:

       Максимальная динамическая нагрузка колеса на рельс  определяется по следующей формуле:

,