Схемы защит понижающих трансформаторов 110-220 кВ, страница 5

1.1.4.6. Пусковой орган напряжения состоит из фильтра-реле напряжения обратной последовательности типа РНФ-1М и минимального реле напряжения, включенного на междуфазное напряжение (схема предложена Мосэнерго). Размыкающий контакт фильтра-реле напряжения обратной последовательности включен в цепь обмотки минимального реле напряжения. Указанным может достигаться повышение чувствительности защиты к симметричным КЗ.

Питание пускового органа напряжения защит, установленных на сторонах низшего и среднего напряжений, осуществляется соответственно от трансформаторов напряжения шин 6—10 и 35 кВ. Пусковые органы напряжения защит, установленных на сторонах низшего и среднего напряжений, используются также в качестве пусковых органов защиты, установленной на стороне высшего напряжения; последняя с выдержкой времени действует на выходные промежуточные реле защиты трансформатора.

1.1.4.7. В соответствии с существующей практикой проектирования и эксплуатации аппаратура максимальной токовой защиты с комбинированным пуском напряжения в цепи каждого ответвления к выключателю низшего напряжения располагается в шкафу КРУ 6—10 кВ данного выключателя. Цепи оперативного постоянного тока этой защиты и цепи основных защит трансформатора (дифференциальной, газовой, максимальной токовой защиты на стороне высшего напряже­ния и др.) питаются от одного общего автоматического выключателя постоянного тока. Однако необходимо указать, что в последнее время неоднократно имели место случаи, когда при КЗ в распределительных устройствах типа КРУ повреждались оперативные цепи защиты трансформатора. Такие повреждения могут сопро­вождаться отключением общего автоматического выключателя постоянного тока, т. е. полной потерей опе­ративного тока защиты трансформатора, а вследствие этого и возможным ее отказом срабатывания.

Кроме того, использование общего пускового органа напряжения для максимальных токовых защит на сторонах высшего и низшего напряжений также может приводить к отказу срабатывания максимальной токовой защиты на стороне высшего напряжения и в случаях, когда повреждение цепей оперативного постоянного тока защиты в КРУ не приводит к потере общего питания защиты; последнее вызывается повреждением цепей общего пускового органа напряжения. Вследствие изложенного возникшее в КРУ повреждение не ликвидируется защитами трансформатора и может вызвать дальнейшее развитие аварии с повреждением основного оборудования (питающего трансформатора), а также к задержке восстановления питания потребителя, что является недопустимым.

      В целях уменьшения вероятности таких повреждений рекомендуется устанавливать аппаратуру макси­мальной токовой защиты с комбинированным пуском напряжения в цепи каждого ответвления к выключателю низшего напряжения не в шкафу КРУ, а на панели общеподстанционного пункта управления. При этом исключается попадание цепей оперативного постоянного тока защиты трансформатора в шкафы КРУ и тем самым повреждение этих цепей, а также связанная с указанным возможная потеря постоянного тока защиты трансформатора в целом при повреждениях в шкафах КРУ 6—10 кВ. Цепи отключения выключателей низшего напряжения питаются от индивидуальных автоматических выключателей. Рассматриваемая максимальная токовая защита включается в плечо токовых цепей дифференциальной защиты трансформатора.

В данной главе рассмотрены две схемы (см. рис. 1.3 и 1.8), выполненные с учетом размещения ап­паратуры максимальной токовой защиты с комбинированным пуском напряжения на стороне низшего напряжения на панели защиты общеподстанционного пункта управления. Схемы, приведенные на рис. 1.1, 1.2, 1.4—1.7, даны применительно к случаю размещения аппаратуры указанной защиты в шкафах КРУ, как это имеет место на большинстве объектов, находящихся в настоящее время в эксплуатации.

Следует отметить, что рассмотренные в пп. 1.1.4.2—1.1.4.4 защиты выполнены в предположении того, что в случае КЗ во внешней сети высшего напряжения излишнее их срабатывание от токов синхронного компенсатора или синхронных двигателей, присоединенных к шинам низшего напряжения, не будет иметь места. Указанное объясняется тем, что эти защиты оказываются отстроенными в упомянутом режиме (по току срабатывания или по времени).