Схемы защит понижающих трансформаторов 110-220 кВ, страница 17

Комбинированные пусковые органы напряжения за­щит, установленных на ответвлениях к I и II секциям шин низшего напряжения KVZ2,KV2,KL8 и KVZ3,KV3,KL9 и на стороне среднего напряжения KVZ1,KV1,KL7 используются также в качестве пусковых органов максимальной токовой защиты KA3-KA5, установленной на стороне высшего напряжения. Последняя действует на выходные промежуточные реле защиты трансформатора KL1-KL5 с выдержкой времени, рав­ной наибольшей из последних выдержек времени за­щит, установленных на сторонах низшего и среднего напряжений. Максимальные токовые защиты могут вы­полняться без пускового органа напряжения (если это допустимо по условиям чувствительности). В этом слу­чае последний исключается из схемы с помощью пе­ремычек между зажимами панели.

При отключении выключателя Q3 или Q4 контакт соответствующего пускового органа защиты, питаемой от трансформаторов тока TA7 или TA8, шунтируется контактом реле положения «включено» выключателя KQC3.3 или KQC4.3, что необходимо для ликвидации повреждения между выключателем и трансформатором тока.

Кроме того, контактами KQC3.2 или KQC4.2 осу­ществляется выведение цепи пуска защиты KA3—KA5 от соответствующего органа напряжения при отклю­чении выключателя Q3 или Q4.

Точно так же осуществляется шунтирование пуско­вого органа защиты AK1 и выведение цени пуска защи­ты KA3—KA5 от органа напряжения контактами реле положения «включено» соответственно KQC2.3 и KQC2.2 при отключении выключателя 35 кВ Q2.

Схемой предусмотрено действие защиты KA3-KA5 без пускового органа напряжения, шунтируемого цепью из размыкающих контактов KQC2.1,KQC3.1,KQC4.1 в режиме опробования трансформатора напряжением, подаваемым при включении выключателя Q1.

1.2.5.4. Одноступенчатая токовая защита нулевой последовательности от замыканий на землю, установ­ленная на стороне 110—220 кВ (реле KA13,KT8,KT9,KL10,KL11),предназначена для резервирования от­ключения замыкания на землю на шинах 110—220 кВ и отходящих от них линиях, а также для резервирования основных защит трансформатора. Защита выполнена с учетом возможности работы одного из трансформато­ров подстанции 11О кВ с разземленной нейтралью. В связи с последним защита трансформатора с зазем­ленной нейтралью с первой выдержкой времени (через контакты 3-4 реле KT8 и 6-8 реле KT9) действует на отключение выключателя высшего напряжения (или заменяющего его обходного выключателя) трансформатора с разземленной нейтралью; указанным предотвра-

 (через контакт 3-4) при исчезновении оперативного по стоянного тока.

1.2.5.8. Данная схема выполнена с использовать следующей аппаратуры: AK1 — комплект защиты тип: КЗ-12; KA1,KA2 —реле тока типа РТ-40/Р; KA3,KA13 —реле тока типа РТ-40; KAW1-KAW3 —реле тока с торможением типа ДЗТ-11; KH1-KH8— реле указательного типа РУ-1/0,05; KH9-KH15 — реле указательного типа РУ-1; KL1-KL5,KL7-KL12 —реле промежуточного типа РП-23; KL6 — реле промежуточного типа РП-252; KSG1,KSG2 — реле газовые;KT1 — реле времени типа РВ-134; KT2 — реле времени типа РВ-128; KT3,KT5,KT8,KT9 —реле времени типа РВ-132; KT4 KT6 —реле времени типа РВ-114; KT7 — реле времени типа РВ-133;KV1-KV3 — реле напряжения типа РН-54/160; KVZ1-KVZ3 —фильтры-реле напряжения обратной последовательности типа РНФ-1М;R1,R4,R5 — резисторы типа ПЭВ-25, 3900 Ом; R2 — резистор типа ПЭВ-10, 100 Ом; R3— резистор типа ПЭВ-25, 2200 Ом; SG1-SG3,SG6 — блоки испытательного типа БИ-4; SG,SG54, ЗС5 — блоки испытательного типа БИ-6; SX1—SX10 —накладки типа НКР-3. В схеме приняты следующие обозначения:

щается недопустимый для последне


го режим работы с изолированной нейтралью на шины 110 кВ с замыканием на землю одной фазы (см. п. 1.1.5). Далее защита действует на разделение секций и систем шин 110— 220 кВ (через контакты 5-7 реле KT9 и реле KL11),затем—на отключение выключателя Q1 (или заменяющего его обходного выключателя) защищаемого транс­форматора (через контакт 6-8 реле KT8 и реле KL10) и затем — на выходные промежуточные реле KL1-KL5 (через контакт 5-7 реле KT8).

В случае, когда оба трансформатора на подстанции работают с заземленной нейтралью (например, на под-станции 220 кВ), цепь контакта 6-8 реле KT9 не ис­пользуется.

1.2.5.5. Защита от перегрузки выполнена с помощью реле тока KA10,KA11 и KA12, установленных соответственно со сторон высшего, среднего и низшего напряжений, и реле времени KT7.

1.2.5.6. В схеме предусмотрено автоматическое ускорение при включении выключателя максимальных токовых защит, установленных на ответвлениях к I и II секциям шин низкого напряжения и на стороне среднего напряжения. Пуск ускорения осуществляется кон-тактами реле положения «отключено» KQT3 или KTQ4 и KTQ2 выключателей Q3 или Q4 и Q2.

Ускорение выполнено с выдержкой времени реле KT4 или ЛЕ6 и KT2 для предотвращения ложного действия защит из-за броска пусковых токов двигателей нагрузки.

1.2.5.7. В схеме выполнено самоудерживание выходных промежуточных реле KL1-KL5, обеспечивающее надёжный пуск УРОВ при возможных кратковременных замыканиях контактов газового реле. Снятие самоудерживания