3.2. Оценка тягово-скоростных свойств, проходимости и топливной экономичности автомобиля
Под тягово-скоростными свойствами автомобилей, на наш взгляд, следует понимать их свойство двигаться по ровным сухим дорогам с наибольшей скоростью, а под проходимостью - комплексное свойство вписываться в профили реальных опорных поверхностей (дорог) и двигаться по ним с допустимым буксованием и приемлемой скоростью. Тогда проявление этих свойств в форме неравенства (2.27) или их недостаточность при нарушении неравенства (2.27) можно оценить по динамическому паспорту, определив коэффициент буксования δ и рабочую скорость Vр при известных значениях показателей дорожных условий (φv, f, i) и движущегося автомобиля (Do, Г, λ).
Топливной экономичности как важнейшему эксплуатационному свойству автомобиля можно дать несколько определений.
Службе транспортного сервиса выгодно иметь наименьший расход топлива на единицу транспортной работы, оплачиваемой клиентом, а клиенту-производителю продукции, - минимум транспортных затрат на ее производство и реализацию. Поэтому при измерении оплачиваемой транспортной работы традиционными условно-натуральными единицами - километрами пробега, тоннами перевозимого груза и тонно-километрами - экономические интересы транспортника и клиента оказываются противоположными: транспортникам выгодно перевозить больше и дальше по хорошим дорогам, а клиентам - меньше и ближе по реальным дорогам. Устранить это логическое и экономическое противоречие можно, если оплачиваемую транспортную работу измерять физическими единицами, например МДж, определять ее с учетом условий перевозок по формуле
, (3.?)
а под топливной экономичностью автомобиля понимать его свойство выполнять перевозки в реальных условиях с наибольшим общим КПД и наименьшими затратами на топливо и смазочные материалы. Однако и такой подход к оценке эффективности перевозок не учитывает главного - цели и уровня разумности транспортной составляющей в существующем производстве. Если за годы "советской" власти российское сельское хозяйство было преобразовано в сырьевой придаток городской перерабатывающей промышленности, то порожденный такой экономической политикой двойной транспортный поток (сырье - в город, отходы - в село или на городские свалки) изначально не эффективен и экологически опасен не только в условиях российского полубездорожья и применения высокопроходимых, а потому тяжелых и не экономичных транспортных средств, но и в условиях развитой сети хороших дорог и применения приспособленных к ним и грузопотокам экономичных транспортных средств. Поэтому к четырем общепринятым составляющим качества перевозок -
сохранности грузов,
своевременности и
экономичности перевозок, а также
удобству пользования системой перевозок -
необходимо добавить самую главную - разумность экономической политики и общественного производства средств жизнеобеспечения, одним из признаков которых является минимальный грузопоток в экологически безопасном производстве.
Разумность перевозок сельскохозяйственной продукции, на наш взгляд, можно количественно оценить коэффициентом пищевой или иной ценности груза α - сомножителем правой части формулы (3.7), представляющим собой отношение полезной (пищевой, товарной) массы груза к перевозимой. Если, например, при перевозке из села в город молока с целью последующей его переработки в масло α<<1, а при перевозке масла из села в город α≈1, то при перевозке сухого молока с целью его восстановления в городе α>>1.
Кроме положительных значений коэффициент α может быть отрицательным. Например, при перевозке фуражного зерна из села на городской комбикормовый завод и произведенных комбикормов в село α≈-2, то есть вся выполненная при этом двойная транспортная работа отрицательна, а при большом и регулярном транспортном потоке явно не разумна. Однако две беды, о которых говорил еще Н. В. Гоголь, сами из России никогда не уйдут. Поэтому россиянам необходимо ускоренно умнеть и строить разумную экономику своего жизнеобеспечения и своих, а не интернациональных потомков.
При разумной экономике и системе образования специалисты, в частности агроинженеры, обязаны и сами стремятся умнеть первыми с целью выжить в условиях жесткой конкуренции профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для интеллектуального обеспечения производства. Очевидно, что такая же ситуация возникает и в возрождающейся России, несмотря на сегодняшнее удушение людоедской российской экономики и надзорного высшего образования. Поэтому сегодняшним студентам инженерного факультета необходимо готовить себя не только и не столько к выполнению функции надзора за людьми и техникой, сколько к выполнению функции интеллектуального обеспечения сельскохозяйственного производства методом био-технолого-технико-экономической инновации, в том числе и при оценке основных эксплуатационных свойств автомобиля.
Формализованную часть оценки взаимосвязанных тягово-скоростных свойств, проходимости и топливной экономичности автомобиля выполняем ступенчато:
1. Используя литературные источники и ранее приобретенные знания, определяем сезонные значения показателей условий использования автомобиля (таблица 3.2) на внутрихозяйственной и внешней сети дорог.
Таблица 3.2.-Ориентировочные значения показателей условий использования автомобиля
Показатели |
Зимой |
Весной |
Летом |
Осенью |
φ |
||||
f |
||||
i |
||||
Г |
||||
R |
2. Анализируя значения показателей таблицы 3.2 и существующие в хозяйстве грузопотоки, определяем нормальные и экстремальные условия производственно необходимых грузовых автоперевозок, соответствующие им значения φ, f, i, Г и вводим их в график динамического паспорта. Наиболее распространенные радиусы поворотов R пока не используем.
3. По графику динамического паспорта определяем возможную рабочую скорость автомобиля υр (таблица 3.3), эффективную мощность Nе и КПД ηе при нормальных (строки 1 и 2) и экстремальных (строки 3 и 4) значенияхи φ, f, i и Г.
4. Расчетом по формулам (3.1) и (3.2) определяем значения полезной мощности Nа и общего КПД ηа, а по формуле (3.3) при L=υрtr, β=1, =1, j=0 и Па=0 - минимально возможную себестоимость транспортной работы в нормальных и экстремальных условиях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.