2.2. Поверочный расчет, построение и предварительный анализ динамического паспорта трактора
Ключевыми понятиями разработанного автором динамического паспорта трактора и автомобиля являются динамический фактор и динамическая характеристика, впервые введенные в теорию автомобиля академиком Е.А. Чудаковым, а также номограмма нагрузок и универсальная динамическая характеристика автомобиля, впервые предложенные профессором Н.А. Яковлевым и применяемые в теории автомобиля до сих пор. В теории трактора эти понятия не применялись и не применяются главным образом из-за отсутствия количественного учета коэффициента буксования. Однако широкое использование колесных, а иногда и гусеничных тракторов на транспортных работах, особенно в общем транспортном потоке, вызывает необходимость разработки и применения одинаковой методики оценки эксплуатационных свойств тракторов и автомобилей разных классов и назначения. Один из возможных вариантов такой методики и позволяет реализовать обобщенный динамический паспорт трактора и автомобиля.
Отличительной особенностью графика динамического паспорта является то, что его размер может быть одинаковым для любого трактора и грузового автомобиля и зависит главным образом от масштаба скорости υ (рис.3). Поскольку максимальная скорость отечественных грузовых автомобилей обычно не превышает 100 км/ч, то это значение и его масштаб лучше принять одинаковым во всех вариантах заданий, например 2,5(км/ч)/см.
Расчетными показателями динамического паспорта трактора являются динамический фактор одиночного трактора без балласта Dо, коэффициент нормальной нагрузки ведущих колес (гусениц) транспортного МТА l и КПД моторно-трансмиссионной установки hмту=hе×hтр
При выполнении курсовой работы можно ограничиться расчетом Do только на четырех рабочих передачах, используя уже рассчитанные значения Рко (см.табл. 2.1), а силу сопротивления воздуха из-за малой скорости движения не учитывать. Тогда текущие значения динамического фактора одиночного трактора без балласта
(2.11)
где Рко - полная окружная сила ведущих колес (звездочек гусениц), кН;
Рw - сила сопротивления воздуха, кН; при υ<18 км/ч и отсутствии встречного ветра Рw=0;
Г - коэффициент равномерной (l=const) догрузки колес или гусениц трактора балластом или агрегатируемой машиной; обычно Г<1,3; при расчете Dо Г=1;
Go - минимальная эксплуатационная сила тяжести (вес) одиночного трактора без балласта, кН; обычно Gо<Gэ, но можно принять Go=Gэ.
Текущие значения КПД моторно-трансмиссионной установки определяем, используя данные таблицы 2.1, по формуле:
(2.12)
Текущие значения коэффициента нормальной нагрузки ведущих колес (гусениц) транспортного МТА с двух - или трехосным прицепом, не имеющим ведущих колес, определяем из уравнения гиперболы
λ=λ0/Гi (2.13)
где λо - коэффициент нормальной нагрузки ведущих колес одиночного трактора;
Гi - текущие значения коэффициента веса транспортного МТА; его максимальное значение определяем как отношение максимального веса транспортного МТА к весу трактора Gо; обычно Гмакс≤3; промежуточные значения Гi принимаем удобными для расчета и построения графика.
Графики на листе 2 (см. рис. 3)строим в последовательности:
- отступив от верхней кромки листа на 30 и от левой на 40 мм, последовательно строим прямоугольник 200х400, квадрат 400х400 и прямоугольник 160х400 мм, а также прямоугольник 400х125 мм под квадратом;
- поле левого прямоугольника разбиваем масштабной сеткой 20х40 мм, поле квадрата - сеткой 40х40 мм, поле нижнего прямоугольника - сеткой 40х25 мм, а поле правого прямоугольника. - тремя вертикалями через 40 мм; обозначаем шкалы:
- верхнюю левую Dг/φv (0...1);
- верхнюю среднюю ψвом, ψгс (0...1);
- верхнюю правую Г (1...5);
- нижнюю левую Dг/φvλ (0...1);
- нижнюю среднюю υ (О...100 км/ч);
- нижнюю правую Г (1...5);
- левую вертикальную Dо, ψоп, ψкр, φv, λ, δ (0...1);
- средние вертикальные Nе (О...125 или О...250 кВт);
ηе, ηмту (О...0,5).
Правую вертикальную шкалу Dг и ψ, а также три лучевых номограммы и две диагональные сетки наносим после построения по данным таблицы 2.1 графиков Dо=f(υт) и ηмту=f(υт), а также графиков δ=f(Dг/φvλ) и φve, φvми φvмз=f(υт).
Для построения одной кривой коэффициента буксования колесных трактора и автомобиля или двух кривых коэффициента буксования гусеничного трактора и колесного автомобиля используем значения δ (см. табл. 2.2), выраженные в долях единицы.
Текущие значения коэффициента сцепления тракторных и автомобильных шин с сухим (φvc), мокрым (φvм), мокрым и загрязненным (φvмз) асфальтобетоном в зависимости от теоретической скорости υт рассчитываем, используя экспериментальные данные Э.Г.Подлиха:
υт, км/ч 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
φvc, % 100 100 92 83 76 69 64 57 52 51 50,
и соотношения
φvм=φvc/1,5 (2.14)
φvмз=φvc/3 (2.15)
а также предварительно выбранное и обоснованное или заданное в тяговом расчете трактора значение коэффициента сцепления φх=φoc при υт→0. Результаты расчета оформляем таблицей 2.3 и семейством трех плавных пунктирных кривых φvc, φvм и φvмc на листе 2.
Таблица 2.3.-Текущие значения коэффициента сцепления при теоретической скорости:
Vт, км/ч |
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
φvc |
φoc |
||||||||||
φvм |
|||||||||||
φvмз |
Значения коэффициента сцепления гусениц с наиболее распространенными в хозяйстве опорными поверхностями принимаем не зависящими от скорости υт.
Анализ графика динамического паспорта с целью построения ключа пользования им и проверки согласованности с расчетной тяговой характеристикой проводим после рассмотрения показателей нагрузки трактора и возможной себестоимости его работы.
При равномерном движении трактора с балластом и навесной аг-регатируемой машиной по не горизонтальной опорной поверхности при включенных МОМ и ГСОМ динамический фактор трактора по двигателю
(2.16)
где коэффициент сопротивления опорной поверхности поступательному движению (в теории автомобиля - приведенный коэффициент дорожных сопротивлений)
ψоп=fcosi±sini≈f±1; (2.17)
коэффициент тяговой нагрузки трактора
(2.18)
коэффициент нагрузки трактора ВОМ
(2.19)
коэффициент нагрузки трактора ГСОМ
(2.20)
С учетом этих коэффициентов нагрузки трактора его общий КПД как последовательно-параллельного преобразователя
(2.21)
полезная мощность (производительность) трактора
Nт=(ψкр+ψвомηмом/ηтр+ψгсηгс/ηтр) Г Gоυр/3,6 (2.22)
а возможная себестоимость работы трактора
(2.23)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.