Проектирование информационных систем: Методические указания к лабораторным и курсовым работам

Страницы работы

Содержание работы

Е. А. АЛЬТМАН

Проектирование Информационных систем

ОМСК  2011

Министерство путей сообщения Российской Федерации

Омский государственный университет путей сообщения

––––––––––––––––

Е. А. Альтман

Проектирование Информационных систем

Утверждено редакционно-издательским советом университета

в качестве методических указаний к лабораторным и курсовым работам
по дисциплинам «Проектирование информационных систем»
 и «Технологии программирования»

Омск  2011

УДК 004.424

ББК 32.973.26-018.1

А58

Проектирование Информационных систем: Методические указания к лабораторным и курсовым работам по дисциплинам «Проектирование информационных систем» и «Технологии программирования»
/ Е. А. Альтман; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2011. 43 с.

В методических указаниях рассматриваются основные вопросы проектирования информационных систем на языке моделирования UML. Изучаются общие методы проектировании информационных систем, создание диаграмм UML в программе MS Visio, общая архитектура информационной системы, диаграммы прецедентов, классов, последовательностей, основные элементы UML, механизмы дополнения основных элементов.

Методические указания предназначены для студентов 4-го и 5-го курса специальностей 230201 – «Информационные системы и технологии», 230101 – «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», направления 080700 «Бизнес-информатика» изучающих дисциплины «Проектирование информационных систем» и «Технологии программирования».

Библиогр.: 4 назв. Табл. 3. Рис. 19.

Рецензенты:

доктор техн. наук, профессор ХХХХ

канд. техн. наук, доцент ХХХХ.

©

Омский гос. университет
путей сообщения, 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 5

1        Общие  сведения  по  курсу. 6

1.1. Проектирование информационной системы.. 6

1.1.1. Основные определения. 6

1.1.2. Методы проектирования. 7

1.1.3. Построение диаграмм.. 8

1.2. Изучение UML. 10

1.2.1. Основные элементы.. 10

1.2.2. Архитектура информационной системы с точки зрения UML. 11

1.2.3. Порядок выполнения работ. 13

Лабораторная работа 1. Создание диаграмм UML в программе MS Visio. 13

1.1. Теоретические сведения. 14

1.2. Задание к работе. 17

1.3. Содержание отчета. 19

1.4. Контрольные вопросы.. 19

Лабораторная работа 2. Диаграмма прецедентов. 19

2.1. Теоретические сведения. 20

2.2. Задание к работе. 22

2.3. Содержание отчета. 22

2.4. Контрольные вопросы.. 23

Лабораторная работа 3. Диаграмма классов. 23

3.1. Теоретические сведения. 23

3.2. Задание к работе. 26

3.3. Содержание отчета. 26

3.4. Контрольные вопросы.. 27

Лабораторная работа 4. Диаграммы последовательностей. 27

4.1. Теоретические сведения. 27

4.2. Задание к работе. 29

4.3. Содержание отчета. 29

4.4. Контрольные вопросы.. 30

Лабораторная работа 5. Анализ диаграмм взаимодействий и классов. 30

5.1. Теоретические сведения. 30

5.2. Задание к работе. 32

5.3. Содержание отчета. 32

5.4. Контрольные вопросы.. 32

Лабораторная работа 6. Диаграммы компонентов и развертывания. 32

6.1. Теоретические сведения. 32

6.2. Задание к работе. 35

6.3. Содержание отчета. 35

Библиографический список. 36

Приложение 1. 37

Приложение 2. 39

Введение

В связи с возрастанием объема и сложности разрабатываемого программного обеспечения и создаваемых информационных систем предприятий вопросы проектирования информационной системы приобретают большое значение. В методическом пособии к изучению предлагается наиболее популярный на сегодняшний день язык моделирования UML.

В зависимости от специальности объем и порядок выполняемых работы может варьироваться. Точный объем заданий и сроки выполнения сообщаются преподавателем на первом занятии. В целом, курс предполагает выполнение шести лабораторных работы. Для некоторых специальностей дополнительно лабораторные работы дорабатываются до курсовой.

Методическое пособие содержит общие теоретические сведения о проектировании информационных систем, необходимые для выполнения всех работ. Для каждой лабораторной работы приводятся более конкретная информация, необходимая для выполнения именно этой работы, а также задания, содержание отчета и контрольные вопросы. Курсовая работа выполняется на основе материала, полученного на лабораторных работах, и для ее выполнения отдельно приводится содержание пояснительной записки и приложений.

Для выполнения содержащихся в пособии работ потребуются знания основ объектно-ориентированного программирования. Объектно-ориентированное программирования изучается на младших курсах, на дисциплинах «информатика», «программирование» и других. Перед изучением курса желательно повторить указанный по материал, например, по книге [1].

Все теоретические сведения и задания приводятся в минимальном объеме, достаточном для проектирования несложной информационной системы с низким уровнем детализации ее описания. Более глубокие знания, и, соответственно, более качественный проект можно получить, используя приведенную в библиографическом списке литературу.


1  Общие  сведения  по  курсу

1.1. Проектирование информационной системы

1.1.1. Основные определения

Под информационной системой понимается совокупность технических, программных, организационных и других средств, предназначенных для предоставления пользователям информации. В широком смысле этого понятия информационная система работает с любой информацией, например, система учета оценок студентов работает с помощью ведомостей, зачеток и журналов и, в некоторых отсталых ВУЗах, до сих пор почти ни использует компьютеры. В узком смысле под информационной системой подразумевается обработка информации в электронном виде.

Под проектированием информационной системы будем подразумевать процесс создания детального описания системы исходя из требований к этой информационной системе.

Требования к системе обычно формулируются в самом общем виде. Например, информационная систем для составления расписания занятий в ВУЗе должна иметь возможность вводить в систему учебный план, данные о группах, преподавателях, аудиториях, определять день и время проведения пар, выдавать расписания для групп, преподавателей, аудитории,  редактировать любые данные.

В процессе проектирования определяется, какие модули, объекты, функции и другие элементы должна иметь система. Например, для системы составления расписания можно предположить наличие модулей ввода данных, работы с базой данных, печати расписания в различных видах и другие.

Обычно, проектирование носит рекурсивный характер. Полученные на первом этапе элементы системы разбиваются на более мелкие элементы. В нашем примере модуль ввода данных может содержать функции ввода данных о преподавателях, данные о группах и другие. Более мелкие элементы, в свою очередь, могут еще более детализироваться.

Похожие материалы

Информация о работе