Е. А. АЛЬТМАН
Проектирование Информационных систем
ОМСК 2011
Министерство путей сообщения Российской Федерации
Омский государственный университет путей сообщения
––––––––––––––––
Е. А. Альтман
Проектирование Информационных систем
Утверждено редакционно-издательским советом университета
в качестве методических
указаний к лабораторным и курсовым работам
по дисциплинам «Проектирование информационных систем»
и «Технологии программирования»
Омск 2011
УДК 004.424
ББК 32.973.26-018.1
А58
Проектирование
Информационных систем: Методические указания к лабораторным и
курсовым работам по дисциплинам «Проектирование информационных систем» и
«Технологии программирования»
/ Е. А. Альтман; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2011. 43 с.
В методических указаниях рассматриваются основные вопросы проектирования информационных систем на языке моделирования UML. Изучаются общие методы проектировании информационных систем, создание диаграмм UML в программе MS Visio, общая архитектура информационной системы, диаграммы прецедентов, классов, последовательностей, основные элементы UML, механизмы дополнения основных элементов.
Методические указания предназначены для студентов 4-го и 5-го курса специальностей 230201 – «Информационные системы и технологии», 230101 – «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», направления 080700 «Бизнес-информатика» изучающих дисциплины «Проектирование информационных систем» и «Технологии программирования».
Библиогр.: 4 назв. Табл. 3. Рис. 19.
Рецензенты: |
доктор техн. наук, профессор ХХХХ канд. техн. наук, доцент ХХХХ. |
© |
Омский гос. университет |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 5
1 Общие сведения по курсу. 6
1.1. Проектирование информационной системы.. 6
1.1.1. Основные определения. 6
1.1.2. Методы проектирования. 7
1.1.3. Построение диаграмм.. 8
1.2. Изучение UML. 10
1.2.1. Основные элементы.. 10
1.2.2. Архитектура информационной системы с точки зрения UML. 11
1.2.3. Порядок выполнения работ. 13
Лабораторная работа 1. Создание диаграмм UML в программе MS Visio. 13
1.1. Теоретические сведения. 14
1.2. Задание к работе. 17
1.3. Содержание отчета. 19
1.4. Контрольные вопросы.. 19
Лабораторная работа 2. Диаграмма прецедентов. 19
2.1. Теоретические сведения. 20
2.2. Задание к работе. 22
2.3. Содержание отчета. 22
2.4. Контрольные вопросы.. 23
Лабораторная работа 3. Диаграмма классов. 23
3.1. Теоретические сведения. 23
3.2. Задание к работе. 26
3.3. Содержание отчета. 26
3.4. Контрольные вопросы.. 27
Лабораторная работа 4. Диаграммы последовательностей. 27
4.1. Теоретические сведения. 27
4.2. Задание к работе. 29
4.3. Содержание отчета. 29
4.4. Контрольные вопросы.. 30
Лабораторная работа 5. Анализ диаграмм взаимодействий и классов. 30
5.1. Теоретические сведения. 30
5.2. Задание к работе. 32
5.3. Содержание отчета. 32
5.4. Контрольные вопросы.. 32
Лабораторная работа 6. Диаграммы компонентов и развертывания. 32
6.1. Теоретические сведения. 32
6.2. Задание к работе. 35
6.3. Содержание отчета. 35
Библиографический список. 36
Приложение 1. 37
Приложение 2. 39
В связи с возрастанием объема и сложности разрабатываемого программного обеспечения и создаваемых информационных систем предприятий вопросы проектирования информационной системы приобретают большое значение. В методическом пособии к изучению предлагается наиболее популярный на сегодняшний день язык моделирования UML.
В зависимости от специальности объем и порядок выполняемых работы может варьироваться. Точный объем заданий и сроки выполнения сообщаются преподавателем на первом занятии. В целом, курс предполагает выполнение шести лабораторных работы. Для некоторых специальностей дополнительно лабораторные работы дорабатываются до курсовой.
Методическое пособие содержит общие теоретические сведения о проектировании информационных систем, необходимые для выполнения всех работ. Для каждой лабораторной работы приводятся более конкретная информация, необходимая для выполнения именно этой работы, а также задания, содержание отчета и контрольные вопросы. Курсовая работа выполняется на основе материала, полученного на лабораторных работах, и для ее выполнения отдельно приводится содержание пояснительной записки и приложений.
Для выполнения содержащихся в пособии работ потребуются знания основ объектно-ориентированного программирования. Объектно-ориентированное программирования изучается на младших курсах, на дисциплинах «информатика», «программирование» и других. Перед изучением курса желательно повторить указанный по материал, например, по книге [1].
Все теоретические сведения и задания приводятся в минимальном объеме, достаточном для проектирования несложной информационной системы с низким уровнем детализации ее описания. Более глубокие знания, и, соответственно, более качественный проект можно получить, используя приведенную в библиографическом списке литературу.
1 Общие сведения по курсу
Под информационной системой понимается совокупность технических, программных, организационных и других средств, предназначенных для предоставления пользователям информации. В широком смысле этого понятия информационная система работает с любой информацией, например, система учета оценок студентов работает с помощью ведомостей, зачеток и журналов и, в некоторых отсталых ВУЗах, до сих пор почти ни использует компьютеры. В узком смысле под информационной системой подразумевается обработка информации в электронном виде.
Под проектированием информационной системы будем подразумевать процесс создания детального описания системы исходя из требований к этой информационной системе.
Требования к системе обычно формулируются в самом общем виде. Например, информационная систем для составления расписания занятий в ВУЗе должна иметь возможность вводить в систему учебный план, данные о группах, преподавателях, аудиториях, определять день и время проведения пар, выдавать расписания для групп, преподавателей, аудитории, редактировать любые данные.
В процессе проектирования определяется, какие модули, объекты, функции и другие элементы должна иметь система. Например, для системы составления расписания можно предположить наличие модулей ввода данных, работы с базой данных, печати расписания в различных видах и другие.
Обычно, проектирование носит рекурсивный характер. Полученные на первом этапе элементы системы разбиваются на более мелкие элементы. В нашем примере модуль ввода данных может содержать функции ввода данных о преподавателях, данные о группах и другие. Более мелкие элементы, в свою очередь, могут еще более детализироваться.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.