Проектирование информационных систем: Методические указания к лабораторным и курсовым работам

Страницы работы

43 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Е. А. АЛЬТМАН

Проектирование Информационных систем

ОМСК  2011

Министерство путей сообщения Российской Федерации

Омский государственный университет путей сообщения

––––––––––––––––

Е. А. Альтман

Проектирование Информационных систем

Утверждено редакционно-издательским советом университета

в качестве методических указаний к лабораторным и курсовым работам
по дисциплинам «Проектирование информационных систем»
 и «Технологии программирования»

Омск  2011

УДК 004.424

ББК 32.973.26-018.1

А58

Проектирование Информационных систем: Методические указания к лабораторным и курсовым работам по дисциплинам «Проектирование информационных систем» и «Технологии программирования»
/ Е. А. Альтман; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2011. 43 с.

В методических указаниях рассматриваются основные вопросы проектирования информационных систем на языке моделирования UML. Изучаются общие методы проектировании информационных систем, создание диаграмм UML в программе MS Visio, общая архитектура информационной системы, диаграммы прецедентов, классов, последовательностей, основные элементы UML, механизмы дополнения основных элементов.

Методические указания предназначены для студентов 4-го и 5-го курса специальностей 230201 – «Информационные системы и технологии», 230101 – «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», направления 080700 «Бизнес-информатика» изучающих дисциплины «Проектирование информационных систем» и «Технологии программирования».

Библиогр.: 4 назв. Табл. 3. Рис. 19.

Рецензенты:

доктор техн. наук, профессор ХХХХ

канд. техн. наук, доцент ХХХХ.

©

Омский гос. университет
путей сообщения, 2011


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 5

1        Общие  сведения  по  курсу. 6

1.1. Проектирование информационной системы.. 6

1.1.1. Основные определения. 6

1.1.2. Методы проектирования. 7

1.1.3. Построение диаграмм.. 8

1.2. Изучение UML. 10

1.2.1. Основные элементы.. 10

1.2.2. Архитектура информационной системы с точки зрения UML. 11

1.2.3. Порядок выполнения работ. 13

Лабораторная работа 1. Создание диаграмм UML в программе MS Visio. 13

1.1. Теоретические сведения. 14

1.2. Задание к работе. 17

1.3. Содержание отчета. 19

1.4. Контрольные вопросы.. 19

Лабораторная работа 2. Диаграмма прецедентов. 19

2.1. Теоретические сведения. 20

2.2. Задание к работе. 22

2.3. Содержание отчета. 22

2.4. Контрольные вопросы.. 23

Лабораторная работа 3. Диаграмма классов. 23

3.1. Теоретические сведения. 23

3.2. Задание к работе. 26

3.3. Содержание отчета. 26

3.4. Контрольные вопросы.. 27

Лабораторная работа 4. Диаграммы последовательностей. 27

4.1. Теоретические сведения. 27

4.2. Задание к работе. 29

4.3. Содержание отчета. 29

4.4. Контрольные вопросы.. 30

Лабораторная работа 5. Анализ диаграмм взаимодействий и классов. 30

5.1. Теоретические сведения. 30

5.2. Задание к работе. 32

5.3. Содержание отчета. 32

5.4. Контрольные вопросы.. 32

Лабораторная работа 6. Диаграммы компонентов и развертывания. 32

6.1. Теоретические сведения. 32

6.2. Задание к работе. 35

6.3. Содержание отчета. 35

Библиографический список. 36

Приложение 1. 37

Приложение 2. 39

Введение

В связи с возрастанием объема и сложности разрабатываемого программного обеспечения и создаваемых информационных систем предприятий вопросы проектирования информационной системы приобретают большое значение. В методическом пособии к изучению предлагается наиболее популярный на сегодняшний день язык моделирования UML.

В зависимости от специальности объем и порядок выполняемых работы может варьироваться. Точный объем заданий и сроки выполнения сообщаются преподавателем на первом занятии. В целом, курс предполагает выполнение шести лабораторных работы. Для некоторых специальностей дополнительно лабораторные работы дорабатываются до курсовой.

Методическое пособие содержит общие теоретические сведения о проектировании информационных систем, необходимые для выполнения всех работ. Для каждой лабораторной работы приводятся более конкретная информация, необходимая для выполнения именно этой работы, а также задания, содержание отчета и контрольные вопросы. Курсовая работа выполняется на основе материала, полученного на лабораторных работах, и для ее выполнения отдельно приводится содержание пояснительной записки и приложений.

Для выполнения содержащихся в пособии работ потребуются знания основ объектно-ориентированного программирования. Объектно-ориентированное программирования изучается на младших курсах, на дисциплинах «информатика», «программирование» и других. Перед изучением курса желательно повторить указанный по материал, например, по книге [1].

Все теоретические сведения и задания приводятся в минимальном объеме, достаточном для проектирования несложной информационной системы с низким уровнем детализации ее описания. Более глубокие знания, и, соответственно, более качественный проект можно получить, используя приведенную в библиографическом списке литературу.


1  Общие  сведения  по  курсу

1.1. Проектирование информационной системы

1.1.1. Основные определения

Под информационной системой понимается совокупность технических, программных, организационных и других средств, предназначенных для предоставления пользователям информации. В широком смысле этого понятия информационная система работает с любой информацией, например, система учета оценок студентов работает с помощью ведомостей, зачеток и журналов и, в некоторых отсталых ВУЗах, до сих пор почти ни использует компьютеры. В узком смысле под информационной системой подразумевается обработка информации в электронном виде.

Под проектированием информационной системы будем подразумевать процесс создания детального описания системы исходя из требований к этой информационной системе.

Требования к системе обычно формулируются в самом общем виде. Например, информационная систем для составления расписания занятий в ВУЗе должна иметь возможность вводить в систему учебный план, данные о группах, преподавателях, аудиториях, определять день и время проведения пар, выдавать расписания для групп, преподавателей, аудитории,  редактировать любые данные.

В процессе проектирования определяется, какие модули, объекты, функции и другие элементы должна иметь система. Например, для системы составления расписания можно предположить наличие модулей ввода данных, работы с базой данных, печати расписания в различных видах и другие.

Обычно, проектирование носит рекурсивный характер. Полученные на первом этапе элементы системы разбиваются на более мелкие элементы. В нашем примере модуль ввода данных может содержать функции ввода данных о преподавателях, данные о группах и другие. Более мелкие элементы, в свою очередь, могут еще более детализироваться.

Похожие материалы

Информация о работе