Проектирование информационных систем: Методические указания к лабораторным и курсовым работам, страница 2

Процесс проектирования, детализации информационной системы продолжается до тех пор, пока не будет получено полное описания системы в виде простых элементов, которые могут быть легко реализуемы программистом в виде программы, или описаны в виде инструкции для исполнителя (например, если в системе составления расписания расстановка пар производится вручную, то пользователь должен точно представлять, как это делается). Собственно процесс кодирования, в зависимости от методики проектирования, может включаться или не включаться в проектирование.

Похож на проектирование процесс моделирования информационной системы. Под моделированием понимается процесс построение модели системы, которая позволяет ответить на вопросы относительно системы. Например, модель позволяет определить, как в системе происходит выполнение тех или иных действий, что нужно сделать, чтобы добиться нужного результата.

Процесс моделирование аналогичен процессу проектирования. Эти процессы получают детальное описание информационной системы в виде элементов, которые также разбиваются на более мелкие элементы. Отличие этих процессов в разных источниках понимается несколько по-разному. Отметим следующие отличие: моделирование может применяться к уже существующей информационной системе (например, для описания системы управления или документооборота предприятия), под проектированием подразумевается создание или доработка информационной системы

1.1.2. Методы проектирования

При написании программ или для решения других задач программисты, и не только программисты, часто для себя набрасывают на бумаге схему решения. Методы проектирования информационных систем фактически являются рекомендациями, как нужно рисовать подобные схемы. Эти рекомендации указывают, какие обозначения для элементов системы можно использовать на схеме (набор обозначений называется нотацией), как разбить систему на элементы и определить связи между ними, как связать между собой несколько таких схем и другие правила для описания системы.

В зависимости от назначения, сложности и других параметров информационной системы лучше применять различные методы проектирования. Например, для систем, содержащие большое число данных лучше использовать базы данных. Для экспертных систем лучше использовать так называемые онтологические методы проектирования, основанные на языках искусственного интеллекта.

Основное отличие методов проектирования различных информационных систем состоит в элементах, на которые разбивается система, и в характере отношений между ними. Только краткий обзор методов проектирования потребовал бы несколько страниц текста, поэтому приведем лишь несколько примеров.

При функциональном моделировании элементами системы являются функции и вызовы между ними. Такого рода моделирование хорошо подходит для описания различного рода бизнес-приложений – систем управления предприятием, документооборота и других. Примерами функционального моделирования могут быть методики моделирования баз данных и структурного анализа.

При моделировании баз данных используются диаграммы «сущность-связь», элементами которых являются сущности, представленные в виде реляционной таблицы, и связи между сущностями, показывающие связи между полями таблицы.

В методе структурного анализа основными элементами на диаграммах являются функции или действия, а связи между ними показывают передачу между функциями аргументов (т.е. сущностей).

В нашем курсе мы будем рассматривать методологию объектно-ориентированного проектирования. В этом случае, элементами системы являются объекты – сущности, содержащие в себе как данные, так и методы их обработки. Перед выполнением работ рекомендуется повторить основы объектно-ориентированного программирования [1].

 Общепринятой нотацией для объектно-ориентированного представления информационной системы в настоящее время является язык UML (англ. Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования).

1.1.3. Построение диаграмм

Построение структурных или статических диаграмм сводиться к разбиению системы или подсистемы на элементы, определение связи между элементами и изображению полученного результата в определенной нотации. Этот процесс и есть основная и самая сложная часть проектирования и моделирования информационных систем.

Способ разбиения системы на элементы зависит от сущности этих элементов. Тем не менее, можно выделить несколько общих рекомендаций.

Первый, и самый главный критерий правильности диаграммы это понятность ее для человека. При моделировании, и при проектировании системы про нее уже все известно – что и как она должна делать. И основная цель этих процессов – это упорядочивание имеющихся сведений. Поэтому при построении диаграмм нужно отдавать предпочтение читаемости диаграмм, а не описанию всех деталей систем.

Исходя из требования понятности, определяется количество элементов, на которые разбивается система. Если элементов будет слишком много, их нельзя будет просмотреть и понять все сразу. Человек, читающий диаграмму, должен будет сам «домоделировать» систему, каким либо образом сгруппировав элементы. Слишком малое число элементов, в свою очередь, несет малую смысловую нагрузку. Приведя на диаграмме 1 или 2 элемента, мы фактически лишь повторим краткое описания системы, не привнеся ничего нового. Таким образом, число элементов должно быть такое, чтобы диаграмма не была тривиальной, и, при этом воспринималась с одного прочтения. В некоторых методах проектирования, (например, в SADT) жестко указывается, что число элементов должно быть от 3 до 5. Число 5 взято из области психологии – такое число предметов средний человек может определить не пересчитывая.

Сказанное не  означает, что на любой диаграмме должно присутствовать не более 5 элементов. Многие диаграммы подразумевают наличие нескольких уровней абстракций, нескольких этапов разбиения подсистем на элементы. Например, на диаграмме может быть приведено 5 классов, каждый из классов может содержать по 5 атрибутов и операций, операции в свою очередь могут содержать по несколько аргументов.

В общем виде процесс разбиения системы на элементы напоминает философские триады. На первом этапе нужно получить четкое общее представление о системе как о едином целом, сформулировав ее описание в виде одного-двух предложений. Например, мы хотим, спроектировав систему, которая позволяла бы вводить необходимые данные, составлять расписание занятий и представлять его в удобном для различных пользователей виде.