Н. В. ГОЛУБЕВА
ЧАСТЬ 4
ОМСК 2009
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Омский государственный университет путей сообщения
_________________________
Н. В. Голубева
Часть 4
Утверждено редакционно-издательским советом университета
в качестве методических указаний к выполнению лабораторных работ и
самостоятельной работы по дисциплине
«Математическое моделирование систем и процессов»
Омск 2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………..... |
5 |
Лабораторная работа 11. Численное интегрирование …………………… |
6 |
11.1. Постановка задачи………..…………………………………….. |
6 |
11.2.Обзор классических методов численного интегрирования...... |
8 |
11.3. Метод Монте-Карло (метод статистических испытаний) …... |
12 |
11.4. Информация к выполнению задания1 ……………………….. |
14 |
11.5. Информация к выполнению задания2 ……………………….. |
15 |
11.6. Информация к выполнению задания3 ……………………….. |
16 |
11.7. Информация к выполнению задания4 ……………………….. |
17 |
11.8. Задания …………………………………………………………. |
20 |
Лабораторная работа 12. Математические модели в пространстве состояний, их взаимосвязь с моделями в форме передаточных функций и дифференциальных уравнений………………………………………. |
23 |
12.1. Постановка задачи …………………………………………….. |
23 |
12.2. Информация к выполнению задания1 ………………………. |
23 |
12.3. Информация к выполнению задания 2 …………….................. |
26 |
12.4. Информация к выполнению задания 3 …………….................. |
28 |
12.5. Задания ……………………………………………..................... |
30 |
Библиографический список………………………...………………......... |
34 |
ВВЕДЕНИЕ
Инструментом исследования процессов и устройств различной физической природы, в том числе в энергетике, электротехнике, на железнодорожном транспорте, в автоматике, в системах управления и связи, является математическое моделирование. Перспективы и возможности математического моделирования при решении научно-технических и инженерных задач существенно возрастают с внедрением новых информационных технологий, с появлением мощных компьютерных математических систем и пакетов.
Данные методические указания, представляют четвертую часть комплекта учебно-методических разработок по дисциплине «Математическое моделирование систем и процессов». Они включают в себя две лабораторные работы. Лабораторная работа 11 посвящена задаче численного интегрирования. Рассматриваются детерминированные и стохастические методы решения, алгоритмы оценивания их методической погрешности, особенности их реализации в системе MathCAD. В лабораторной работе 12 рассматриваются математические модели в пространстве состояний, приемы их формирования по заданным передаточным функциям или дифференциальным уравнениям, особенности их решения средствами системы MathCAD.
В процессе выполнения лабораторных работ студент должен уяснить важность правильной постановки задачи, выбора метода ее решения и способа отображения результатов моделирования и умения правильно интерпретировать их.
Методические указания предназначены для студентов 2-го курса очного и заочного обучения, а также для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Лабораторная работа 11
ЧИСЛЕННОЕ ИНТЕГРИРОВАНИЕ
11.1.Постановка задачи
Решение многих научных и инженерных задач на разных этапах приводит к необходимости вычисления значения определенного интеграла. К интегрированию функций сводятся задачи нахождения площадей и объемов, вычисления пути, пройденного точкой при неравномерном движении, определения центров тяжести и моментов инерции тел, работы, произведенной некоторыми силами и многие другие.
Если функция f(x) непрерывна на отрезке и известна ее первообразная F(x), то определенный интеграл от этой функции в пределах от а до b может быть вычислен по формуле Ньютона-Лейбница
(11.1)
где
Однако на практике только для ограниченного числа подынтегральных функций f(x) удается воспользоваться формулой (11.1) и найти аналитическое решение, то есть выразить первообразную в виде комбинации алгебраических и трансцендентных функций.
В большинстве задач первообразную F(x) не удается выразить через элементарные функции или же она получается чрезмерно сложной. Кроме того, функция f(x) часто задается в виде таблицы ее значений на фиксированном конечном множестве точек и, следовательно, теряет смысл само понятие первообразной. В этих случаях применяются методы численного интегрирования.
В основу классических методов численного интегрирования положено геометрическое толкование определенного интеграла как площади криволинейной трапеции, ограниченной кривой y = f(x), осью абсцисс и прямыми x = a и x = b (рис. 11.1).
Задача численного интегрирования состоит в нахождении приближенного значения определенного интеграла с помощью некоторой приближенной формулы через известные значения подынтегральной функции f(x) (а иногда и ее производных) в заданных точках. Такие формулы называются квадратурными (“квадратура” происходит от латинского слова quadratura – вычисление площади или квадрирование).
Квадратурная формула позволяет искомый интеграл заменить определенной линейной комбинацией (линейной функцией) значений подынтегральной функции в n + 1 точках интервала :
(11.2)
где коэффициенты Ak называют весами, точки x0, x1, x2, … , xk,, … – узлами квадратурной формулы. R(f) –методическая погрешность квадратурной формулы или остаточный член.
Принцип построения классических квадратурных формул: данная подынтегральная функция на интервале заменяется интерполирующей функцией простого вида (например, интерполяционным многочленом), от которой легко находится интеграл. Для повышения точности вычисления интеграла исходный отрезок разделяют на n частей с шагом . Тогда на каждом из полученных интервалов строится свой интерполяционный многочлен и искомый интеграл вычисляется как сумма n частичных интегралов с помощью простейших квадратурных формул
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.