Рис. 1.3. Схематическое изображение проверки равновесия узлов С (а) и К (б)
Поперечное сечение стержней рамы выбираем по условию прочности:
(1.14)
отсюда (м) = 17,4 (см).
Значение берем из эпюры изгибающих моментов (см. рис. 1.2).
Определяем осевой момент инерции стержней рамы:
(1.15)
После
подстановки данных в уравнение (1.15) получаем: (см4) = 0,4497·10-4 (м4).
Жесткость стержней рамы (кН×м2).
Для вычисления вертикального перемещения сечения В выберем вспомогательное состояние рамы, отбросив в заданной схеме рамы (см. рис. 1.1) внешние нагрузки и приложив в точке В вертикальную вспомогательную силу, равную единице (рис. 1.4, а).
Построим для вспомогательного состояния рамы эпюру изгибающих моментов . Найдем новые реакции опор:
(1.16)
(1.17)
(1.18)
отсюда
Для проверки правильности нахождения значений опорных реакций
составляем дополнительное уравнение равновесия:
следовательно, реакции опор найдены верно.
а б
Рис. 1.4. Вспомогательное состояние рамы:
а – расчетная схема; б – эпюра
Запишем уравнения изгибающего момента по участкам рамы:
Первый участок:
При х1 = 0 0. При х1 = 4
Второй участок:
При х2 = 0 При х2 = 2
Третий участок:
При х3 = 0 При х3 = 2
По результатам расчета построим эпюру (см. рис. 1.4, б).
Перемещение сечения В найдем по формуле Симпсона:
(1.19)
(м).
Напомним, что при вычислении произведения
ординат Mz и были записаны с отрицательным
знаком, так как значения ординат были отложены
в разные стороны от стержней рамы.
Отрицательный ответ указывает на то, что действительное перемещение сечения В происходит в противоположную направлению выбранной вспомо-гательной единичной нагрузки сторону. Примерный вид изогнутой линии стержней рамы показан на рис. 1.5 пунктирной линией.
|
Рис. 1.5. Схематическое изображение деформации стержней рамы
2. Расчет на прочность валов при совместном действии
изгиба и кручения
2.1. Основные теоретические сведения
В первой части курса сопротивления материалов основное внимание уделено
решению задач, в которых прямолинейные стержни испытывают отдельные виды
деформации: растяжение, сжатие, кручение, изгиб. На различные
детали машин часто одновременно действуют несколько из указанных видов
деформации. Такой случай работы деталей получил название сложного сопротивления.
Наиболее распространенным случаем сложного сопротивления является совместное
действие изгиба и кручения.
Для расчета на прочность стержня при совместном действии изгиба и кручения строят на отдельных рисунках эпюры вертикального Mz и горизонтального My изгибающих и крутящего Mх моментов [2]. В качестве опасного сечения стержня принимают сечение, в котором ординаты всех моментов наибольшие, либо расчет проводят для нескольких сечений, где один или два момента достигают максимального значения. Стержень считается прочным, если выполняется условие:
(2.1)
где – приведенный момент, вычисляемый по одной из теорий прочности [3];
– момент сопротивления поперечного сечения;
– допустимое нормальное напряжение материала стержня.
По третьей теории прочности приведенный момент
(2.2)
по четвертой –
(2.3)
2.2. Решение типовой задачи
Шкив диаметром D1 с ветвями, направленными вертикально, вращается с угловой скоростью w и передает мощность N. Два других шкива имеют одинаковый диаметр D2 и ветви ремня, направленные горизонтально, каждый из шкивов передает мощность 0,5N (рис. 2.1).
Определить моменты, приложенные к шкивам, окружные усилия, составляющие давления на вал, максимальный расчетный момент; построить эпюры крутящих и изгибающих моментов от горизонтальных и вертикальных сил, эпюру суммарных изгибающих моментов; подобрать диаметр вала.
Исходные данные для решения задачи: D1 = 1 м; D2 =
0,5 м; рад/с;
N = 50 кВт.
|
|
Рис. 2.1. Вал ременной передачи
а – схема вала; б – расчетная схема; в – схема вала (вид сбоку)
Решение.
1) Вычислим моменты, приложенные к шкивам.
Крутящий момент определим по заданным величинам – N и :
; (2.4) . (2.5)
После подстановки исходных данных в уравнения (2.4) и (2.5) получим: (кН·м); кН·м.
2) Построим эпюру крутящих моментов.
Расчетная схема вала приведена на рис. 2.2, а. Концы вала
закреплены
в подшипниках, которые практически не мешают валу свободно поворачиваться,
поэтому реактивные моменты в подшипниках не возникают, и эпюру крутящих
моментов можно построить только для средних участков. Порядок
построения эпюры Mх приведен в
методических указаниях [2].
3) Определим окружные усилия t1 и t2.
Окружные усилия относительно центра вала создают момент, значение которого должно равняться значению соответствующего крутящего момента.
Для шкива 1 получим:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.